Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Доверять ли «знакам» в жизни?» Свящ. Иоанн Нефедов, Ксения Гуреева, Светлана Бакулина

* Поделиться

В этом выпуске настоятель Патриаршего подворья в Переделкино священник Иоанн Нефёдов, православный блогер, предприниматель Ксения Гуреева и специалист по связям с общественностью Светлана Бакулина размышляли о том, как правильно относиться к знакам и божественным подсказкам, которые мы, как нам кажется, порой замечаем в нашей жизни.

Ведущая: Наталия Лангаммер


Н. Лангаммер

– Добрый вечер, дорогие радиослушатели светлого радио в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. И сегодня у нас тема, которую мы очень долго формулировали. Мы назвали ее так: «Знаки. Как к ним относиться православному христианину». И нас сразу спросили все: а что за знаки? Ну вот так называемые знаки, совпадения, случайности – в этом смысле знаки. Или промысл Божий. А может быть, и промысл Божий. И вот на эти вопросы мы будем размышлять вместе со Светланой Бакулиной, автором программы «Частное мнение» – мы ее сейчас послушаем, в которой, собственно, и была поднята эта тема, Светлана специалист по связям с общественностью. И у нас в гостях Ксения Гуреева, православный блогер, предприниматель. И отец Иоанн Нефедов, настоятель Патриаршего подворья в Переделкино.

Иерей Иоанн

– Добрый вечер.

С. Бакулина

– Добрый вечер.

К. Гуреева

– Добрый вечер всем.

Н. Лангаммер

– Давайте начнем с того, что мы послушаем программу и потом будем обсуждать эту тему.

«Как православному человеку относиться к знакам и можем ли мы правильно их трактовать? Об этой теме я впервые задумалась после необычных совпадений в жизни. По профессии я специалист по связям с общественностью, работа проектная – один заказ выполнила, ищу следующий. В один из таких затяжных периодов по поиску работы стала молиться Николаю Чудотворцу. И вот, как мне показалось, чудо: 19 декабря, день памяти святого Николая, мне позвонили и предложили работу специалиста по рекламе в ночном заведении. Тогда я для себя решила: это точно Божий промысл и знак, что мне нужно соглашаться. В самой должности пиар-специалиста ничего плохого я не видела, смущало другое. На тот момент я начинала воцерковляться и у меня уже были послушания при монастыре. Получалось, что утром я веду социальные сети в православном проекте, говорю о Боге, а вечером буду рекламировать, мягко говоря, нецеломудренный образ жизни. Мне хотелось найти некий компромисс со своей совестью. Пошла посоветоваться со знакомым иеромонахом Иоанном. Батюшка меня не благословил. Тогда я решила подойти к другому священнику, отцу Дмитрию. Он промолчал, и это молчание я восприняла как возможность к действию. Все складывалось, как я и предполагала: днем в храме, вечером на своей основной, финансово более привлекательной работе. А ночью наступало тревожное чувство, будто бы все же я что-то делаю не так. Но ведь сам Николай Чудотворец мне помог найти работу, убеждала себя. Заведения, в которых я работала, развивались, мне предложили поехать в командировку на юг России, на переговоры, и уже на следующий день я была в Сочи. Вот только к работе приступить так и не смогла. В этот же вечер на меня напал незнакомец на улице, попытался ограбить, я вцепилась в сумку с ноутбуком. И когда он стал отнимать, упала, и он буквально протащил меня по асфальту. Ценности свои я сохранила, а вот коленку сильно разбила. Нога просто не сгибалась, и мне пришлось вернуться обратно в родной город на лечение. Через год я вновь собиралась на встречу, подписывать договор о сотрудничестве. Накануне встретилась все с тем же батюшкой, отцом Дмитрием, рассказал ему о своих планах, он порекомендовал мне не спешить с решением, искать прежде волю Божию. Совет мне показался каким-то непонятным, я его не послушала. Но на следующий день я упала с электросамоката. Результат – открытые раны, больничный на три недели и шрамы уже на двух коленках. Ни в какую поездку я, конечно же, не поехала. Впрочем решила, что это был не знак, а какой-то ряд неприятных совпадений. Но почему они происходят? За ответом пошла к священнику. «Отец Дмитрий, как так? Я просила у Бога работу, молилась, Он мне ее послал, а работать-то не получается», – возмущалась я. «Светлана, скажи, а какие плоды твоей работы?» – поинтересовался батюшка. Неожиданный вопрос заставил меня по-настоящему задуматься. Я посмотрела на все, что происходило последние годы в моей жизни, совершенно с другой стороны. Ориентироваться надо было не по так называемым знакам, а по заповедям. Если в этой системе координат рассмотреть мою деятельность, плодами работы стали ставшие популярными благодаря мне пространства для развращения человеческих душ. После разговора с батюшкой я осознанно уволилась с той работы, со временем нашла совершенно другую, не разрушающую. А для себя поняла, что относиться к тому, что мы называем знаками, стоит очень осторожно. Часто мы ищем ответы на свои вопросы не в заповедях Бога, а в чудесах и знамениях. Если бы мы старались каждый день жить с чувством присутствия Христа рядом, то многих ошибок могли бы избежать».

Н. Лангаммер

– Вот. Светлана, собственно, и подняла вопрос и, наверное, дала какие-то ответы в этой программе. И все-таки нам показалось, что тема такая очень важная, наверное, в том смысле, а как отличить, знак от кого пришел. Отец Иоанн. Можно ли это вообще знаком назвать.

Иерей Иоанн

– Наталья, ну вы так сразу ставите вопрос во весь рост. Ну чтобы отличить от кого знак, надо испросить у Бога, стяжать дар различения духов. Только тогда можно понять, от кого знак, а так это невозможно понять. Только если ретроспективно, то есть ты оглядываешься назад и понимаешь, что вот это было неспроста, а это вот было связано с этим, а это было связано с этим. И тогда тебе это становится понятно, но только в качестве самоосмысления что ли. А вот так вот, чтобы попытаться какую-то знаковую систему освоить что ли, и научиться их распознавать и ими управлять – вот это вот невозможно. Более того, это ложный след, я бы сказал.

Н. Лангаммер

– Ну все-таки у Светы, мне кажется, были обстоятельства – я видела, что вы улыбались, когда слушали эту программу. Были обстоятельства, которые намекали на то, что, может быть, не надо, но ей показалось, что святитель Николай благословил.

Иерей Иоанн

– А это встречается очень часто. И поэтому я улыбался. Часто встречается, когда человек молится искренне, и тут же что-то ему такое, вот причем с совпадением по дням, по памятям, что-то такое ему подворачивается. Всегда возникает вопрос: все-таки это вот Божия воля, знак такой, ответ на молитву или же нет? Ну чаще всего хочется думать, что это ответ на молитву. А сама Светлана замечательно все это осмысляет в своей этой реплике, потому что, собственно, по плодам можно все и познать. Евангелие дано как руководство к распознаванию в том числе духов. Потому что если ты постоянно Евангелие читаешь вдумчиво, с любовью, то ты постепенно настраиваешься на его лад что ли, на его воззрение на мир, на себя, на отношения с Богом. На то что главное, что не главное. И ты начинаешь потихонечку как-то вот это чувствовать, так скажем, ощущать, что туда, а что не туда. Причем всплывают разные вот реплики Христа Спасителя, ситуации, Его реакции, и ты как-то по этому ориентируешься. Тоже в каком-то смысле я бы сказал, что это знаки, только в другом, более таком, многомерном...

Н. Лангаммер

– Как мы их назовем по-христиански, по-православному?

Иерей Иоанн

– Ну Светлана сказала, заповеди.

Н. Лангаммер

– Ну заповеди. Заповеди это одно, они не случаются каждый день.

Иерей Иоанн

– Нет, я к тому, что я распознаю в параметрах хотя бы системы, как мы хотим, только в русле того, что Богу угодно, как Он сказал, а что неугодно. Если я свою энергию вкладываю, еще талант, творческий вот этот дар от Бога, вкладываю в разрушение, то это просто не может быть от Бога. То есть там такие даны принципы, если ты в сердце их принимаешь через постоянное такое, как говорили, погружение ума в Евангелие, то ты просто сразу это отторгаешь, потому что это не может быть от Бога. По-любому не может быть от Бога.

Н. Лангаммер

– То есть первое и главное, что все-таки близость к Богу. Потому что мне еще знакомая говорила тоже такую важную мысль, что понять волю Божию, если ты живешь в каком-то грехе постоянно, отдан страсти, то это как будто тучи между тобой и Богом, и ты просто не можешь это видеть.

Иерей Иоанн

– Да.

Н. Лангаммер

– То есть все-таки чистота сердца здесь, ну по возможности. Я не говорю про дар различения духов, это уже высоты такие, что...

Иерей Иоанн

– Так а это все очень тонко связано. Как святые отцы замечательно говорят, моя вот любимая тоже цитата, еще с юношества, мне папа все время меня направлял, что ты давай...

Н. Лангаммер

– Папа тоже священник.

Иерей Иоанн

– Да, отец Геннадий Нефедов такой, ныне покойный уже. Он говорил все время: читай святых отцов, вот давай как-то настраивайся. Этот же опыт, это же мудрость такая, на опыте, как сейчас говорят, лабораторная такая духовная, да, реально прожитая. И вот они говорят замечательно, сейчас не вспомню кто, что сердце, не очищенное от страстей, не может ни о чем судить право. Вот эта прямая связь. А то что там дар пришел, не пришел – это так мы тоже выделяем в отдельный какой-то поток. Это не то, что как вот так я проснулся, и там развезлось небо, и я ощутил в себе дар. А так как-то очень все постепенно, как-то так вот вроде как незаметно, как всегда Бог действует, но постепенно человек начинает так познавать. А вот те знаки, о которых обычно идет речь, почему я и улыбался, они такие очень внешние.

Н. Лангаммер

– Да, мы им верим.

Иерей Иоанн

– Как, помните, говорит Христос: род прелюбодейный и грешный сей ищет знамения. Это же тоже знак фактически, знамение. И знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. А те знамения, которые Он творил в чудесах, как мы их называем сейчас, они вообще не видели, то есть они вообще, как будто этого не было. Даже воскрешение Лазаря, фактически оно было отторгнуто совершенно жутко, богоборчески, и они шли и совещались, как бы Его убить. И не только Его, но и Лазаря, потому что ради него многие уверовали в Него. То есть это все вот это такое немыслимое совершенно, такое потрясающее. Знаки такие, просто божественные, которых никто не может дать, просто по определению, они почему-то не видели.

Н. Лангаммер

– Свет, а ты когда, ну так, по-честному, ты когда вот это все вот с ночным клубом, вот это все у тебя происходило, ты понимала, что что-то не так? Просто не хотела понимать или не понимала?

С. Бакулина

– Ну теперь я это называю как грех самооправдания. А когда я подходила к священнику за благословением, да, на самом деле я уже говорила тогда слова: батюшка, ну я же буду дистанционно работать, то есть я уже сразу же говорила, я там не буду появляться. Ведь я понимаю, что я христианка, хожу в храм, ну ведь я же не смогу повредиться, правда? То есть я уже давала тот ответ, который я хотела услышать. Поэтому я подходила, осознанно понимая для себя уже, если честно, внутри себя, что все совпало: день памяти Николая Чудотворца, я искренне молилась, чтобы мне пришла работа, я хочу работать, труд облагораживает человека, да, то есть я искренне верила, что это ответ на мою молитву.

Н. Лангаммер

– Подожди, ты искренне верила, что святитель Николай тебе послал работу в ночном клубе? Света...

С. Бакулина

– Пиарщиком. Я сразу же убирала неудобные мне формулировки. Ну к сожалению, да, то есть правильно батюшка сказал, и ты, Наталья, тоже сказала, что действительно, в греховном состоянии когда находишься, когда от страстей не отошел, очень так по-разному душа реагирует. И здесь действительно вот, с одной стороны, что-то уже понимаешь, но уже начинаешь себя оправдывать и отодвигать какие-то такие формулировки. Поэтому в какой-то степени понимала, но не хотела понимать. Хотела услышать тот ответ, который мне был удобен на тот момент. Но не услышала его и поэтому решила искать его у другого священника.

Н. Лангаммер

– И я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Мы обсуждаем тему: знаки, совпадения, случайности, промысл Божий, и как это все различить. И почему мы позвали Ксюшу, потому что как-то мы пили с ней кофе, и Ксюша мне рассказывала удивительные вещи, как у нее выстраивались совпадения в цепочку, и время показало, что это был промысл Божий. Начиная с того, что ты жила в монастыре и думала о монашестве, да, потом как тебе Господь это открыл, другой путь?

К. Гуреева

– Ну, кстати, мой приезд в монастырь был связан как раз с определенным знаком в моей жизни, который я не могла понять, что это, для чего это, как это. И как раз я приехала в монастырь, чтобы получить ответ на этот вопрос. Потому что это был определенный такой мистический, таинственный какой-то даже опыт, пережитый мною.

Н. Лангаммер

– А можешь рассказать, что это было?

К. Гуреева

– Я думаю, что не нужно это рассказывать.

Н. Лангаммер

– Не нужно, что-то личное.

К. Гуреева

– Но вот у меня была встреча, исповедь с духовником братии – это Оптина пустынь, известный монастырь, там духоносные отцы, преемственное старчество. Он дал, батюшка, определенную...

Н. Лангаммер

– Трактовку.

К. Гуреева

– Да, трактовку, свое мнение по поводу пережитого мной. Потом у меня была встреча с батюшкой Илием, он еще более глубоко дал осмысление того, что со мной произошло. Но смысл того, что я оказалась в Оптиной пустыни благодаря вот этому событию, неслучайно. Потому что кроме того, что моя жизнь разделилась на до и после – я называю этот период жизни в монастыре, семь месяцев, своей «духовной армией», какие-то невероятные события начали происходить в моей семье, воцерковилась вся моя семья. До этого вот только я, так Господь устроил, пришла к Богу, в отрочестве. И вплоть до того, что, когда я уезжала в монастырь мама очень категорично меня туда не пускала. Но было понятно, что мне надо ехать, вот как-то я это чувствовала. И в тот период, пока я жила в монастыре, мама воцерковилась, стала работать в храме, где работает уже сколько, тринадцать, четырнадцатый год. Ну, в общем, произошли те события, которые да, спустя время стало понятно, что это тот опыт, тот знак, который был от Бога. Но в моменте было понять сложно. И в моменте я, конечно, испугалась доверять ему и доверила это более опытным отцам, чтобы понять.

Н. Лангаммер

– Ну вот то же, что ты пыталась сделать, Свет. Ну я помню это, по-моему, у владыки Тихона (Шевкунова) да, когда хотел сына человек и ездил человек, спрашивал, кто будет, ему все говорили, что девочка. Нет, я, значит, благословите, чтобы сын был. То есть вот какая-то такая самость и наше желание все равно получить свое, то, что у нас Света и продемонстрировала. Ну иногда с нами Господь общается как-то напрямую или все-таки надо идти за трактовкой? Отец Иоанн.

Иерей Иоанн

– Вы знаете, я бы так сказал, что Он всегда общается напрямую. Только вопрос, насколько мы это вообще опознаем. Без экзальтации, без этой прелести такой, да. А обычно мы как-то не очень распознаем, но это не значит, что Он не напрямую с нами как-то разговаривает. Или я бы сказал, заботится. Вот все-таки промысл Божий – это, понимаете, прежде всего связано с заботой отеческой, а не просто какой-то системой. А интерпретация – я бы все-таки так вот постерег. Потому что, когда священник или старец, он реально получает от Бога прямо и достоверно ответ о тебе конкретно, тогда это нужно принять, особенно если как-то удостоверен в жизни, в свидетельствах, в твоем личном опыте. А если ему Бог не отвечает почему-либо, то он может тебе ничего и не сказать. А вот искание интерпретации – вот непременно, желательно прямо здесь и сейчас, чтобы опять же сориентироваться, – вот эта наша такая самость, нам сориентироваться хочется, она может привести очень влево.

К. Гуреева

– И быстрых ответов хочется, да.

Иерей Иоанн

– Ну это все да, из одного котла, так сказать, мыслительного. Например, я вот вспоминаю рассказ, я опять же, к сожалению, не помню, кого, вот из круга моего, когда к отцу Иоанну (Крестьянкину) ездили за советом в очень трудной ситуации. И он принял, там была служба, он поставил человека на клиросе, говорит: давай будем молиться Богу. И ушел в алтарь, и нет его. Ну человек, как может, молится там. А потом он выходит и говорит: Бог пока ничего не отвечает.

Н. Лангаммер

– Вот так бывает, может и не ответить.

Иерей Иоанн

– То есть бывают такие ситуации. Причем это не просто какая-то экзальтация лжестарчеста, таких тоже очень много, гораздо больше, можно тоже обмануться. Это человек такой, удостоверенный множеством народа. И потом он через какое-то время выходит, радостный такой. Сделай вот так, он говорит. А было масса случаев, когда он не отвечал конкретно и говорил: ты должен решить сам на основании Евангелия, а духовник только благословит твое намерение или не благословит. И из этого можно увидеть, что если есть вот реально ответ, который как-то таинственно, вот уже в другом уровне богообщения познает, тогда он тебе эту интерпретацию от Бога передает. Причем Бог изволил открыть о тебе ему вот это конкретно: вот сделай так там или будет вот так. Или как у владыки Тихона тоже, помните, описано, как он говорил: ни в коем случае нельзя делать операцию, этой женщине. А она по-своему поступила. Это исключительно персональные вещи. А вот мы все хотим, вот почему вот это слово «знак», оно такое очень подводящее

Н. Лангаммер

– А мы поэтому его взяли такое.

Иерей Иоанн

– Да, как вот оно связано, цепочку установить. А можно ли как-то приручить это все, чтобы можно было как-то ориентироваться, как по карте, вот как навигаторе.

Н. Лангаммер

– Да, вот эти знаки.

Иерей Иоанн

– Через два метра поверните направо.

Н. Лангаммер

– С красной окантовочкой – нельзя. С зеленой окантовочкой...

Иерей Иоанн

– Да, здесь пробочка, здесь не пробочка. А оно вот не выходит. И поэтому интерпретация – тоже очень такое. Вот у Ксении, наверное, был опыт хороший и утешительный, и слава Богу. А бывает, знаете, сколько, к сожалению, огромных промахов, и человек улетает просто в такие идеи разные.

Н. Лангаммер

– Люди не так понимают.

Иерей Иоанн

– Они обращаются за интерпретациями, они ходят по разным священникам, и вот эта самость, желание как-то вот это приручить, оно все равно приводит к плохим последствиям, потому что человек ищет ответа по своему ощущению, по своему какому-то желанию, осознаванию.

Н. Лангаммер

– Да, нужно еще смириться с тем, что Господь тебе дает волю, и это такая ответственность и свобода.

Иерей Иоанн

– Или не дает. Дает ответ или не дает ответа. Смириться тоже.

Н. Лангаммер

– Да, вот смириться с тем, что сам решай, сам действуй. Ну, кстати, еще это бывает часто, старцы не говорят ничего нам, потому что знают, что мы не сделаем так, и это будет еще больший грех. Потому что, если уж ты спросил, ты уже делай, как тебе сказали.

Иерей Иоанн

– Да, и я от одного священника старого тоже, святой жизни духовной, слышал замечательную реплику. Среди дела вот какой-то был разговор, и он сказал, а его спрашивают, а почему вы не сказали? Была какая-то ситуация такая, ну не наедине. Почему вы не сказали ему вот? А он говорит: а я вижу, что он не захочет, не сможет, он не готов этого исполнить. И чтобы не вводить его в ситуацию нарушения священнического слова, я ничего не сказал. Потому что иначе это больший грех был.

Н. Лангаммер

– Господь тоже говорил притчами, потому что... Ксюш, ты что-то хотела сказать.

К. Гуреева

– Да, мне кажется, мы уже нашли какой-то один точно правильный принцип различения знаков – это ситуацию просканировать через заповеди Божии, да.

Н. Лангаммер

– Да, через Евангелие.

К. Гуреева

– Это первый критерий, когда понятно, можно или не стоит.

Иерей Иоанн

– Или даже не через заповеди – простите, ремарочка, – а через эту замечательную диагностику, вот то что Светлана говорит: по плодам их познаете их. Волки в овечьей шкуре и все остальное. Как по плодам: не может дерево доброе приносить плоды злые. Вот эти вот вещи, они просто вот диагностически рассекают все до ясности, и дальше принимай решение сам.

Н. Лангаммер

– Надо просто хотеть, это такой выбор, хотеть все-таки. Ну кстати, очень такой страшный иногда бывает выбор, я по себе его знаю. У меня такая любимая молитва, но на нее надо решиться, что Господи, все что от Тебя – созижди, все что не от Тебя – разрушь. Рушь, Господи.

Иерей Иоанн

– А у меня дедушка еще добавлял: рассыпь и разрушь как можно скорее.

К. Гуреева

– А я так молилась перед замужеством, когда у меня были разные вот претенденты, поклонники. И меня так, кстати, духовный отец научил в Оптиной пустыни молиться. И что происходило? Те, которые нет, они каким-то образом сразу отваливались. И когда на горизонте появился мой будущий муж, он меня пригласил поехать вместе в Троице Сергиеву Лавру, а мы познакомились в день памяти преподобного Сергия, я так же горячо молилась. Потому что до этого с некоторыми претендентами сработало. И вот он мне звонит и говорит: нет, вот я все-таки приехал. Ну потом интересно, в итоге мы поженились, батюшка Илий благословил. А что еще я хотела рассказать, вот интересную историю, похоже немножко на историю Светланы. История из круга знакомых моих. Девушка получила благословение молиться 40 дней определенным акафистом, также вымаливая себе будущего мужа, молясь о замужестве, чтобы Господь ей послал хорошего человека. На 40-й день она себе запланировала паломничество в одно святое место, вот чтобы как-то увенчать этот молитвенный подвиг. И в храме во время богослужения она познакомилась с молодым человеком. Как-то они начали друг другу симпатизировать, после этого, после службы вышли, пообщались, познакомились поближе. Но что выяснилось, молодой он не совсем человек, был женат на тот момент, имел детей, но рассказывал, насколько у него все плохо, не сложилось, и вообще семья его ведет куда-то в погибель. Девушка моя знакомая, конечно, восприняла все это как знак: 40 дней молитвенный подвиг, святое место, литургия – все складывается. Человек, который просит ее буквально вот спасти его.

Н. Лангаммер

– Женатый человек просит его спасти.

К. Гуреева

– Женатый, да. Это тоже вот сработало что-то про самость, про то, что я хочу ответ вот здесь и сейчас, про какие-то внешние обстоятельства. Ну вот, к сожалению, первая семья была разрушена.

Иерей Иоанн

– Можно добавить то, что здесь еще играет роль какая-то такая легкомысленность. Потому что вот все, что касается повадок демонов, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, всех вот этих вот тонкостей, искушений, развития греха, это считается, а сейчас это, по-моему, постоянно повторяется на каждому углу: это только для монахов. Для монахов. Нам-то что, тем более мы все такие девушки, красивые, семья, хочется как-то устроить жизнь счастливо. Это все для монахов. А на самом деле это все в качестве различения духов по таким вот тоже проявлениям, достаточно внешним, все это давно сказано, и предупреждено, и расписано. И вот, кстати, вот эта замечательная история, я тоже сижу, киваю. Ну это постоянно, чуть ли не каждый день встречается любому священнику. Вот это, наверное, воля Божия.

Н. Лангаммер

– Так она в результате с ним рассталась?

К. Гуреева

– Нет.

Иерей Иоанн

– Да, в том-то все и дело.

Н. Лангаммер

– То есть семья там распалась, и они вместе?

К. Гуреева

– Да.

Н. Лангаммер

– И так бывает.

Иерей Иоанн

– То есть человек не распознает, что демоны, бесы, они это как информационная система такая подвоздушная, духи злобы поднебесной, они все время смотрят, выслеживают, как охотники, что происходит и все время подбрасывают ложные знаки.

Н. Лангаммер

– Да, когда у нас какое-то желание сильное, то они могут на этом сыграть. Я напомню, что в эфире светлого радио программа «Клуб частных мнений». Мы сегодня говорим о том, как вообще понимать знаки и как к этому относиться, к совпадениям, случайностям, промыслу Божию, который тоже складывается из каких-то таких вот мелких знаков. И мы сегодня в гостях у нас, обсуждаем эту тему со Светланой Бакулиной, специалистом по связям с общественностью, с Ксенией Гуреевой, православным блогером, предпринимателем. И с отцом Иоанном Нефедовым, настоятелем Патриаршего подворья в Переделкино. Мы сейчас прервемся на небольшую паузу, не переключайтесь.

Н. Лангаммер

– И мы возвращаемся в студию «Клуб частных мнений». Мы обсуждаем сегодня тему знаков, случайностей, совпадений, как к этому относиться. И у нас в гостях Светлана Бакулина, специалист по связям с общественностью, чей выпуск «Частного мнения» и стал поводом для нашей вечерней дискуссии. И у нас в гостях православный блогер, предприниматель, Ксения Гуреева. И отец Иоанн Нефедов, настоятель Патриаршего подворья в Переделкино. И мы сейчас подошли к такому моменту острому, что наше желание какое-то внутреннее, глубинное, которое нам хочется оправдать, вот я это и у Светы увидела: хочется работу. На самом деле это немножечко страшно, потому что мы к этому желанию привязываем и помощь святых, и волю Божию. И мы можем сильно-сильно уйти не туда. У вас такой опыт был с вашими духовными чадами, отец Иоанн?

Иерей Иоанн

– Ну да, это постоянно встречается. Поэтому я так сижу тут, улыбаюсь и киваю, потому что это постоянно. И я бы еще добавил, что все время присутствует страх: тебе вроде дают и ты пропустишь – вот это прямо очень страшно. Такая удачная партия, так сказать, и как-то сейчас пропустишь, а потом что? Вдруг потом ты 20 лет будешь кусать локти, и оглядываться, думать: эх, наверное, вот это надо было, а я не распознал или не распознала. Постоянно. Ну вот здесь важно...

Н. Лангаммер

– Ну это прямо суеверие какое-то. Прямо так цепляются люди за знаки?

Иерей Иоанн

– Конечно. Если человек молится-то, очень важно получить отклик – это тоже в природе, ему важно утвердить свою веру. Без подтверждения вера очень трудно сохраняется. Такой какой-то уже высший испытательный момент, когда ты веришь и доверяешь Богу просто безоговорочно, принимая все как из Его руки, как и заповедано. А так как-то хочется удостоверения твоих чаяний. Вот ты молился 40 дней, святитель Николай или Сергий Радонежский, все благословили, и ты кого-то встретил случайно на выходе откуда-то, и у вас какие-то общие знакомые, там что-то – и прямо вот красотища, такая эмблема, целый знак такой.

Н. Лангаммер

– Ну а как иначе-то на это реагировать?

Иерей Иоанн

– Нет, можно так же, но просто главное, как святые отцы замечательно говорят, мне тоже это папа всегда напоминал, его любимая фраза: все, говорит, надо делать с пожданием.

Н. Лангаммер

– Ох.

К. Гуреева

– Да, согласна.

Иерей Иоанн

– Ну ты реагируешь. Ты же живой, ты реагируешь. Ну почитай, помолись, помолчи, взвесь. Посоветуйся, опять помолчи, взвесь. Не дергайся. И самое главное, посмотри, нет ли здесь какой-то ложной обманки. Ну как может быть воля Божия и дар от Бога – отеческий, промыслительный в том, чтобы через некую любовь и симпатию разрушить чужую семью? Хотя человек рассказывает, что вот у него там все. Это, знаете, если бы вы представляли, насколько это зеркально, да, это как шаблон, к сожалению. Вот я прямо совсем уже развожусь, прямо совсем уже – ну он так говорил, да, девушке. И поэтому вот прямо совсем-совсем. Ну и поэтому давай, это процесс технический, как вещи перевезти. А тут новые отношения уже, любовь, и православие обязательно, и тяга к вере. Ну какая может быть тяга к вере и православие, если ты готов бросить жену и детей? И просто предать верность и клятву. Потому что любой брак – это клятва. Дело не в венчании. А это почему-то ускользает из глаз, потому что вот знак, вот эти внешние такие рюшечки предполагаемого знака – такой он красивый, такой весь складный, они отвлекают от главного. Приманка получается.

Н. Лангаммер

– Кстати, я слышала такую фразу очень важную, когда тоже обсуждали в кругу вторую проблему, да, вот этого периода ухаживания, по поводу супружеских отношений до брака. И я услышала очень важный ответ, что если человек тебя, если он верующий и тебя по-настоящему любит, он тебя не будет толкать ко греху.

Иерей Иоанн

– Конечно. Грех к смерти.

Н. Лангаммер

– То есть это как убивание души, и это тоже показатель, что за человек перед тобой находится.

Иерей Иоанн

– Более того, если он тебя полюбил по-настоящему, вот как человека... Кстати, из опыта семейной жизни, при всей важности телесного измерения, становится ясно, что главное это все-таки жизнь душ друг с другом. А не вот так вот, подбор машины, как сейчас и говорят. И человек, который по-настоящему верующий, и он тебя полюбил по-настоящему, он сколько угодно подождет. А если начинает вот это все, пытаться какой-то компот сделать из всего, то это как может быть от Бога? Это прямо «прелесть» по-славянски, да, гиперобман сатанинский под благим предлогом. Искушение справа, их сейчас называют.

Н. Лангаммер

– О как.

Иерей Иоанн

– Да, не слышали? А мне казалось, заезженное выражение. Когда тебе под благим предлогом подсовывается крючок в приманке. Как сказано в Писании: лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным. Он не сразу, всегда подмешивается чуть позже, как рыбка-прилипала такая, и перетолковывает все.

Н. Лангаммер

– Сколько историй святых, когда сойди с креста, отложи свой крест. Приходят ангелы и говорят, что все, ты уже совершил свой подвиг. И в последний момент человек теряет. Ну я вот подсчитываю методы: жить в пространстве Евангелия, пребывать в Евангелии, умом плавать в Боге, да. Пождать. Мне очень понравилось. Что еще мы, какие мы еще?

К. Гуреева

– Про пождать есть очень хорошая иллюстрация из жития святых. Вот, например, мне вспоминается история матушки старицы Мисаилы Курской, она местночтимая, сейчас собираются документы на канонизацию, сомолитвенница святителя Луки Крымского, они в одно время жили, в Курской области. Там какая история. После смерти мужа она ушла в Иерусалим, там приняла монашеский постриг и собиралась там жить. Но в какой-то момент ей приснился сон, что по колено она в воде, и какой-то голос: вернись домой, ты там нужна. Она на этот сон не обратила внимания. Так как Иерусалим, Святая Земля, и там видела свою жизнь. На следующую ночь сон повторился. Воды было уже по пояс и голос повторял: вернись домой, ты там нужна. И когда на третью ночь воды было уже по шею, голос повторил свой призыв: вернись домой, она отнесла эти свои сновидения своему духовному отцу, они вместе молились какое-то время. И ее духовный отец получил ответ, что ей действительно нужно вернуться домой, на Курскую землю, где она уже получила дар от Бога прозорливости, помощи людям. Это были военные годы очень тяжкие, Курская земля была захвачена фашистами. И, конечно, тогда нужна была и помощь, и утешение людям. Вот таким образом были испытаны знаки.

Н. Лангаммер

– Знаки, сны.

С. Бакулина

– Да, очень интересная темы про сны.

Иерей Иоанн

– Еще обратите внимание, не знаю, как у вас опыт, но чаще всего, то что от Бога, воля Божия, она совсем не по шерсти. Это чаще всего некий такой вызов, это погружение тебя в некую точку роста, как сейчас говорят. И поначалу тебе совсем этого не хочется. И чаще всего так бывает.

Н. Лангаммер

– Ну вот, кстати, у меня этот вопрос возникает очень давно, что когда молишься: Господи, да будет воля Твоя. Ну пусть Твоя... И вот я не знаю, бывает и такое, что Господь, вот у меня было, я могу в эфире Радио ВЕРА сказать, что это была моя мечта, и в результате мне Господь даровал работу здесь. И это ощущение невесомости, когда ты получаешь то, что ты хочешь от Бога, и вот не против шерсти. Но так ответственно, и ты уже боишься что-то напортачить, потому что Господь тебе сказал: ну иди, делай то, что ты хочешь. Но вот это не против шерсти, но это от Бога, когда не против шерсти?

Иерей Иоанн

– Ну открывается ведь в измерении ответственности. А не просто: ура, я на Радио ВЕРА, и все. Как раз тут-то все дальше и трактуется.

Н. Лангаммер

– Труд начинается.

Иерей Иоанн

– Как у Льюиса, я помню, мы читали «Хроники Нарнии», все эти части с детьми. И там есть часть такая, не очень популярная, называется «Конь и его мальчик». Странная такая. Вот и там есть такой эпизод, где Льюис, он так мастерски вставляет это все, такой эпизод, где они там еле выбрались из какой-то заварушки. И вышли опять на нечто такое, что требует большого мужества и преодоления. И там тогда вот, значит, сказано, он подумал: как интересно бывает, стоит тебе только на пределе сил что-то вот выдержать (с Божией помощью, да, так добавим), как тут же тебя Бог поставляет в ситуацию, где нужно преодолеть еще большее. И вот воля Божия, она обычно какая-то вот такая.

Н. Лангаммер

– В рост.

Иерей Иоанн

– Системы нет, то есть очень живо и неизреченно. Но не так, что вот: Господи, дай мне вложить мои таланты вот туда-то, например, чтобы и денег было много, и уважения, и все, и в семье, и вот все чтобы было в шоколаде. Вдруг тебе в шоколаде. Ну обычно от Бога не очень в шоколаде.

Н. Лангаммер

– Света сидит, улыбается.

Иерей Иоанн

– Ну это опять же любое обобщение, оно сразу вызывает спор. Ну просто вот мой опыт подсказывает, что то, что ты себе сам намечтал и хотел, оно обычно или дается с корректировкой. Или вообще не тогда, когда ты хочешь, а когда ты уже вроде смирился и остыл.

Н. Лангаммер

– Да, когда трезвое понимание.

Иерей Иоанн

– И тогда оно вдруг тебе дается. И ты уже совсем не так это переживаешь, как раньше. Или же вообще дается что-то такое, что тебе вообще в данном твоем состоянии совсем никак.

Н. Лангаммер

– И надо идти.

Иерей Иоанн

– А потом, по ходу дела, к вопросу о промысле, ты вдруг понимаешь, что вот так надо. Как отец Иоанн (Крестьянкин) замечательно кому-то писал в его время, священнику или еще кому-то: а если вдруг тебе придется радикально сменить обстановку и место, и все (а тогда это все было на грани же, в советское время, гонения), переведут тебя куда-то или сошлют, или арестуют, не знаю, то не отчаивайся, не грусти, не сокрушайся, зная, что, значит, Богу ты там нужнее. Но нужнее – оно обычно не очень по шерсти.

Н. Лангаммер

– Как это сложно принять.

Н. Лангаммер

– В эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы обсуждаем сегодня тему, как православному христианину относиться к знакам, совпадениям, случайностям. И у нас в гостях специалист по связям с общественностью, Светлана Бакулина, которая предложила эту тему. Ксения Гуреева, православный блогер, предприниматель. И отец Иоанн Нефедов, настоятель Патриаршего подворья в Переделкино. И знаете, я о чем подумала, наверное, вы эту фразу слышали от своих чад очень много, да, что когда перестаю молиться, совпадения заканчиваются, владыки Василия Родзянко. И она действительно правдивая. Но вот в данном случае, что я слушаю сейчас, это уже может быть таким оправданием того, что вот эти совпадения являются промыслом Божиим, да. Бывает такое у вас, когда так люди доказывают, что правильно все-таки я все делаю?

Иерей Иоанн

– Ну бывает. Просто здесь важно, куда ты смотришь. Если тебе важно вот все время чувствовать таким себя любимчиком, которого Бог все время, значит, вот такими знаками ведет, и все время у тебя совпадения, и все время – ну это как-то всегда ну приятно, но тоже может увести не туда. А то, что верующий человек, доверяющий Богу, он начинает во всем видеть (не в смысле улета прелестного, а просто так вот смиренно и благодарно, с тихим созерцанием), все на самом деле является прямо таким вот Божиим шествием рядом с тобой и заботой отеческой, это так. Как помните, в этом видении-то, во сне или в видении-то, человек был в отчаянии – я сейчас не помню откуда это. И он Богу кричал и молился, и как Иов, так сказать, Его укорял там: «Господи, Ты меня оставил, бросил». Потом видит во сне он тоже так кричит, а Бог говорит: «Вот смотри», – показывает песок, прибой, и там две пары следов.

Н. Лангаммер

– Да.

Иерей Иоанн

– «Все это время Я шел рядом с тобой». А он говорит: «А вон там-то, Господи, смотри, там прерываются следы. Там я один, Ты меня оставил». Он говорит, не помню, как-то: «С этого места Я нес тебя на руках». Когда человек вот в таком доверии Богу старается возрастать, без амбиций, без ожиданий, без вот где же вот эти знаки, без этой какой-то экзальтации, то я бы так сказал, что действительно все становится не то что совпадением, но просто какой-то тканью реально твоей жизни, которую Господь вот прямо так вот, не без тебя, вот так бережно ткет, желая красивый узор сделать. Только ты там подкосячиваешь периодически. Но это вот действительно становится так, что нет никаких мелочей.

Н. Лангаммер

– Но ведь действительно Господь с нами как-то должен разговаривать. И говорят, что это язык обстоятельств или язык людей, которые вокруг тебя. И это, кстати, тоже очень опасная штука. Я много лет прожила в том, что ну раз мне это говорят, то, наверное, это так. Надо на себя надеть. И тут можно тоже очень далеко улететь, потому что мнение субъективно, и люди, как правило, транслируют какое-то свое переживание на тебя, и тоже вопрос, как к этому относиться. Все-таки вот мы два обстоятельства вывели, как нам себя вести в случае, если происходят знаки: быть в Евангелии, плавать умом. И подождать. Что еще?

К. Гуреева

– Мне кажется, не доверять вот своему «я», посоветоваться с более духовно сильным, опытным человеком.

Н. Лангаммер

– Посоветоваться.

Иерей Иоанн

– В совете мнозе, да, спасение. А еще Ксения замечательно сейчас вспомнила, еще есть такое замечательное святоотеческое изречение, такое очень радикальное, обычно мирским людям это как-то очень трудно воспринять, и все воспринимают как-то буквально, не разбираясь в глубине. Но мне кажется, оно верное: не доверяй себе, пока не сойдешь во гроб. Вот это постоянное: сердце подскажет, вот что-то чувствуешь, – и начинается вот этот романтический весь инструментарий такой, он часто обманывает. А такое здоровое недоверие себе, даже и вот это пождание, и слушание слова Божия, плавание в нем умом желательно, вот оно очень здорово все расставляет на свои места.

Н. Лангаммер

– А правда, что если от Бога, а мы это не слышим, то Господь, не знаю, кто-то говорит, повторится трижды. А кто-то говорит, что Господь найдет, как. Особенно про сны я вот это слышала, что сон повторится трижды. Или такие суеверия, отец Иоанн?

Иерей Иоанн

– Нет, вполне.

С. Бакулина

– Вы знаете, у меня даже есть на этот случай история. Как раз хотела посоветоваться, хотя, конечно, уже с священниками знакомыми советовалась и с мирскими обсуждала, что касается снов. Есть у меня один усопший друг, которого не стало несколько лет назад. И по традиции я, конечно же, поминаю его, но меня стали пугать некоторые знаки или сны. Дело в том, что он мне снится исключительно по родительским субботам, в день памяти, когда его не стало, и это даже страшно. То есть эту тему, которую я хотела поднять, что иногда это страшно, когда такие какие-то совпадения получаются. И вот действительно даже был один случай, когда я хотела пропустить службу в субботу, не пойти на родительскую субботу, я спала. И вы знаете, я просыпаюсь оттого, что мне снится сон: мне звонит на телефон этот человек и высвечивается его имя. Ну назовем его Иван, например, высвечивается: Иван. И я просто вздрагиваю, просыпаюсь в холодном поту, и я думаю: какой кошмар, уже с того света звонят. И смотрю – на календаре суббота. То есть я когда-то запланировала пойти в храм, но я не захотела пойти с утра в храм, думаю: надо поспать. И действительно до мурашек. И такие вещи, ладно бы это был один случай, то есть был случай, когда опять же я перепутала день, когда его не стало, отошел ко Господу человек, и думаю: ну помяну, значит, на следующей неделе. И я просыпаюсь в эту же ночь, в три-четыре часа утра, кстати, когда его не стало, в этот момент. А я хотела причаститься в это утро, и поэтому я не ела, не пила, соответственно, готовилась. И мне очень захотелось, у меня какая-то бесовская спешка началась: так, надо срочно попить воды, какое-то удушье. И я смотрю и думаю: так, остановись, замедлись. Смотрю и понимаю, что время, ну может быть, это действительно какой-то знак был, что нужно помянуть человека обязательно, то есть не просто как-то там надумывать. И вот такие совпадения меня даже вот стали несколько, с одной стороны, многие говорят, что когда усопшие снятся, это обязательно они просят молитв, просят молиться. Но меня, я естественно ищу какую-то интерпретацию для себя, почему он. То есть у меня папа, да, папы не стало, усопшие, бабушка, то есть мне даже близкие так не снятся, как мой знакомый. И исключительно субботы, дни памяти. Это было даже буквально недавно, последнюю родительскую субботу.

Иерей Иоанн

– Это же здорово. Вы нужны. Так это здорово.

С. Бакулина

– Почему я?

Иерей Иоанн

– Ну это тайна, почему я. Но это очень утешительно. Может быть, у него какая-то связь к вам, какое-то отношение такое, а может быть, что-то неведомое для нас, потому что там реальность-то иная совсем. Но это очень утешительно, что у вас есть такая нужность, и с вами она связана. Кстати, я вспоминаю такой же рассказ. Одна монахиня, она имела обыкновение Псалтирь читать и всех там, много, синодик, она усопших поминала, и соседей, и такая вглубь, и по горизонтали, вот прямо каждую субботу. Это по Октоиху полагается, каждую субботу поминовение усопших, не только родительские. И вот она что-то как-то занедуговала, стала немощной и решила: ну я постоянно так молюсь, прилягу, отдохну немножко разочек. И легла, задремала, заснула. И просыпается оттого, как на грани яви и сна, такое как тонкое видение, что вокруг нее, вокруг одра в комнате толпятся все те, о ком она всегда молится, она же их в лицо узнает, и, значит, ее будят: «Вставай, мы очень ждем. Вставай, молись, давай». Поэтому, Светлана, вообще здорово. А почему он, почему так, неизвестно. Но здесь все как-то нормально, потому что церковный опыт, тот который строится на том, что открыто уже, а больше, собственно, ничего не открыто, за исключением каких-то редких конкретных откровений конкретным людям, что человек просто так не должен сниться. То есть он ушел туда, все это закончилось. Кстати, так и сказано где-то в песнопении, что жизнь, когда смерть наступает, то жизнь земная отходит, как соние восстающего, то есть как сон уходит и даже забывается. И, в принципе, это норматив. Кто в любви, в благоугождении Богу скончался, тому какая-то различная благодать дается, вот как-то тоже беспокоиться, и попечение иметь, и молиться, и всячески как-то заботиться о тех, кто остался на земле. Но в целом там какое-то все другое. И человек обычно не снится. А снится, когда вот просит молитв.

Н. Лангаммер

– Когда помощь нужна.

Иерей Иоанн

– Это засвидетельствовано множеством людей и опытом. И вот субботы родительские и снится он, это здорово.

С. Бакулина

– Не пугаться.

Иерей Иоанн

– Конечно.

Н. Лангаммер

– Знаешь, я хочу тебе еще одну историю рассказать, недавно со мной произошла, она смешная такая, бытовая, но вывод очень мне сказали интересный. Я была в гостях и поняла, что у человека нет того, что ей хотелось бы из еды, а я сварила много варенья. И я, значит, думаю: надо отвезти ей варенье. Собираюсь и думаю: да нет, у меня сегодня запись, я в гриме, ну что я сейчас эти банки. И нет: возьми варенье. Я думаю: да что же такое? И второй раз такая мысль: да возьми ты варенье. И, в общем, я пошла, взяла эти варенья, положила в машину. До последнего не верила даже, что я доеду. Но нет, все вовремя закончилась запись. Я, значит, ей звоню, что я сейчас к тебе приеду, приношу ей варенье. Ну прощаемся с ней, я убежала. Она мне звонит и говорит: а ты знаешь, сижу я сегодня утром, пью чай и думаю: как мне хочется варенья. Я поворачиваюсь к иконе Богородицы «Скоропослушница» и говорю: «Матерь Божия, ну ерунда, конечно, но можно мне варенье?» И я ей привожу варенье. И она мне говорит такую фразу: ты знаешь, ты под Богом ходишь, если Он, значит, вот через тебя действует. И это вот знаешь, Света, ответ на то, почему ты. Те, кто как бы Богу сказали, что я хочу быть перчаткой на Твоей руке, Ты через меня действуй. Вот я, пошли меня, да, Господи. Это классно, что ты как бы воин Христов, да, в какой-то степени. Отец Иоанн.

Иерей Иоанн

– Ну тут надо очень, прямо вот на лезвии.

С. Бакулина

– Да, не возгордиться, да, потому что мысли иногда бывают, что...

Иерей Иоанн

– Тоже такая молитва своими словами: «Господи, сподобь и наставь меня, и научи, сподоби и удостой меня послужить делу там спасения Твоих людей или делу любви, заботы, но как Ты знаешь». То есть в один момент так красиво все сложилось, и ты такой: хорошо, утешаешься, в нормальном смысле слова.

Н. Лангаммер

– Классно, да.

Иерей Иоанн

– Потому что ну это же радостно, ну ты варенье варил, привез.

Н. Лангаммер

– И человеку понадобилось.

Иерей Иоанн

– Да еще так здорово, и она молилась. Ну здорово. А бывает, что ничего и нет. Ну значит, нет. Чтобы не возгородиться.

Н. Лангаммер

– Ну это важный момент, который мы сегодня проговорили, что мы должны оставлять вот во всей этой схеме, как понять знаки, мы должны оставлять значительное пространство тому, что нет воли Божией на то, чтобы мы знали Его волю в данный момент. Это тоже такой пласт, да. А вот эти вот нечистые духи, они очень часто этим, к сожалению, пользуются. И мне даже говорил духовник, что не верь снам вообще. Потому что мы в этот момент сна мы очень доступны темным силам. И поскольку души еще не настолько чисты, как у святых, то скорее всего постучатся туда не те.

Иерей Иоанн

– А я бы даже не стал так это увязывать. Потому что у святых тоже этого всякого хватает. Потому что они злодействуют, ну с попущения Божия, но злодействуют и со святыми, и пытаются их омрачить и сбить с толку.

Н. Лангаммер

– Ну нас-то проще сбить с толку.

Иерей Иоанн

– Ну наверное, проще, но там везде разное оружие, разная степень сложности употребляется. Тут главное вот, и Игнатий (Бряначанинов), святитель, говорит, надо все время блюсти вот покаянное такое, смиренное состояние, что а кто я тут вообще такой, собственно, чтобы меня избрали воином или перчаткой. А при этом парадоксально ты готов. Мне это очень нравится в Евангелии, прямо мое любимое место, помните, там звал тоже: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня! Он подошел, спрашивает: что ты хочешь? Прокаженный, по-моему. А он говорит: Господи, если хочешь, можешь меня очистить. Это очень здорово. Вот если Ты хочешь, я всячески готов, я даже не пойму как, но вот. А когда такой настрой, тогда и вот эти вот какие-то интересные звоночки. И многие говорили, я встречал, что это Ангел Хранитель как-то так наставляет. Только мы обычно очень нечувственны, а так вот какие-то такие мысли, предупреждения, даже настойчивые такие...

Н. Лангаммер

– Настойчивые.

Иерей Иоанн

– Оглядываясь назад, ты видишь, что оно было. А в том числе предостерегающее, например. Но ты вот почему-то: а... А когда вот как-то так настраиваешься с Божией помощью, тогда это более действенно. Но опять же приарканить это нельзя.

Н. Лангаммер

– Мы почему говорим: а, потому что это нелогично. Пойди, сделай то-то. Сейчас, подожди. Там, не знаю, надень куртку. Зачем?

Иерей Иоанн

– Ну или не ходи.

Н. Лангаммер

– Или там надень теплые ботинки. Да зачем, я же в машине. И потом – раз, машина ломается. Вот для чего мне нужны были эти теплые ботинки.

Иерей Иоанн

– Или самое яркое, это вот упал, обрызгала машина в белом платье, расшиб себе коленки, опять же не успел в поезд, а он ушел, и кто-то его там взорвал. Тоже все эти случаи, тот же самый «Крокус» и все остальное. Это тоже вот, собственно говоря, такая рука Божия, но только потом ты видишь.

К. Гуреева

– У нас в компании есть акушерка из Москвы, и она нам как раз рассказала похожую историю. Ее коллега акушерка в пятницу, в известную, печальная дата для нашей страны, ехала куда-то домой и не справилась с управлением, врезалась впереди в машину, которая двигалась. Там семья с ребенком, они были очень обескуражены, потому что ломаются их планы, они ехали на досуг, провести время на концерте. И они туда не попали, потому что им пришлось оформлять ДТП. На следующий день они ей прислали благодарность, что она спасла им жизнь. Они ехали на этот печально известный концерт.

Н. Лангаммер

– Вот так один человек опоздал на «Титаник». Родители оплатили обучение, и он так досадовал...

Иерей Иоанн

– Таких случаев миллион. А кстати, если мы сны затронули, то вот вы так подсчитываете методы...

Н. Лангаммер

– Да, уже завершая программу.

Иерей Иоанн

– Вот тоже метод такой: не принимать и не отвергать. Просто ты вот...

Н. Лангаммер

– Пождать.

Иерей Иоанн

– Бывают такие сны прямо вот, то что их различать по послевкусию, так скажем, это известный метод такой.

Н. Лангаммер

– Кстати, да.

Иерей Иоанн

– Что это смятение, страх, паника, неуверенность, вообще какая-то там боязнь, маловерие...

Н. Лангаммер

– Смятение.

Иерей Иоанн

– Вообще муть какая-то – бесовское, что бы там ни было. А если ясно, хорошо, прекрасно на душе, какое-то пространство сердца, ну обычно какое-то как будто развязывание узла, или некое утешение такое, тогда скорее всего оно от Бога. Но не принимая и не отвергая, просто созерцай.

Н. Лангаммер

– Света, вот уже подводя итоги программы, посмотри, сколько мы, даже посчитали, сколько мы тебе предложили ответов на твой вопрос, как различить знак, случайность, совпадение, это промысл или что. У тебя есть какой-то вывод, ты что-то для себя узнала?

С. Бакулина

– Да, конечно. Причем, когда я готовилась также к этой программе, тоже думала для себя, какие бы я сейчас уже, спустя какое-то время, нашла варианты и методы, да, как отличить. И несколько из них сегодня для меня уже прозвучали. То есть первое, что я для себя тоже, когда я себе теперь задаю вопрос, спустя уже эти обстоятельства, а как теперь реагировать, я отвечаю: может быть да, а может быть и нет. То есть может быть от Бога, а может быть от лукавого. Более того, для меня является примером это житие Петра Афонского, например, то есть действительно, когда к нему уже даже в образе Архангела приходил бес и говорил: ну что же ты здесь подвизаешься, да, уже на Афоне, уходи, ты должен послужить людям, миру. Казалось бы, хороший, в общем-то, тезис, да, что действительно святой человек, чтобы покинул монастырь. Там тоже есть монастыри, говорил он. Но Петр Афонский тогда что сказал, да, что действительно, более того, тогда бес добавил, сказал фразу, что здесь уже даже источник пересох, уже воды нет. То есть там, казалось бы, тоже это как знак принять, да. Вот это житие, оно мне очень запомнилось, я его слышала как раз тоже в монастыре, когда на трапезе обычно читают жития святых. И тогда я уже какой-то ответ для себя нашла, что даже святым приходили в образе Архангелов бесы. И он тогда отверг этот помысл, он сказал, что когда Богородица Сама укажет или Николай Чудотворец, которые меня сюда привели, вот тогда я, может быть, поменяю свое решение. Это было уже второй раз, когда бес приходил. Он искушал его по-разному. И вот здесь я согласна, то есть единственное, что вот я сразу же для себя приняла, это действительно надо замедляться. Может быть так, может быть нет. Что касается варианта советоваться с более духовным человеком священником – абсолютно согласна. То есть действительно этим методом как раз я стараюсь пользоваться. И третий...

Н. Лангаммер

– Плавать умом в Боге, читать Евангелие, Священное Писание.

Иерей Иоанн

– В Боге – слишком прямо так мистически сказано, очень глобально. Обычно выражение: плавать умом в Писании. Собственно говоря, все что изречено, все что написано, вот все богослужение, все что изречено отцами, это оно вот оттуда, от слова Божия.

С. Бакулина

– Ну вот это как раз я для себя, я думаю, что третий пункт, не просто так я немножечко, вот третьим его назвала, подзабыла. Потому что у меня, наверное, я заметила, почему и приходят такие мысли, что иногда выплываешь уже из этого состояния. То есть вроде бы думаешь: ну вот, я молился, все складно, ответ сейчас должен прийти, то есть у меня хороший настрой. А действительно, вы правильно говорите, что Богу-то виднее, сейчас пришло время или позже. И действительно, это абсолютно.

Иерей Иоанн

– А еще бы я добавил, что все-таки Бог, Он ждет нашего соработничества, как это ни парадоксально вообще, да. И всегда важно какую-то свою энергию, свой творческий потенциал очень ощутимо чувствовать и спрашивать себя, во что ты будешь его вкладывать, в чем ты будешь участвовать. Мне даже фотограф знакомый рассказывал, что все время такая вилка: сними там что-то такое, неприличное, нецеломудренное, как вы говорите, мягко, да, тебе в двадцать раз больше гонорар будет. А тут вот как-то все по мелочи, да по мелочи. Ну пожалуйста, ты крутой фотограф, ты замечательный, вот тебе один, другой вариант, третий, а куда ты вкладываешь? И это обычно все-таки удерживает от таких решений.

Н. Лангаммер

– Да, спасибо вам большое за такой интересный, мне кажется, содержательный разговор, с большим количеством ответов лично для меня. Пошла читать Евангелие. Каждый вечер не забываем читать Евангелие.

Иерей Иоанн

– И Послания Апостольские. И Деяния, кстати. По главе бы того, другого, третьего. Напомню, что в эфире была программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы обсуждали темы знаков, совпадений, случайностей и промысла Божиего. Напомню, что тему предложила Светлана Бакулина, специалист по связям с общественностью. В гостях у нас была Ксения Гуреева, православный писатель, предприниматель, блогер. И отец Иоанн Нефедов, настоятель Патриаршего подворья в Переделкино. Мы с вами услышимся и увидимся, на YouTube-канале Радио ВЕРА, в следующее воскресенье в 18.00. До встречи.

К. Гуреева

– Всем доброго вечера.

Иерей Иоанн

– Спасибо вам. До встречи.

С. Бакулина

– Всего доброго.


Все выпуски программы Клуб частных мнений

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем