Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии в середине четвертого века. Иоанн получил образование у лучших философов и риторов. Он рано принял монашество, которое называл «истинной философией». Иоанн много лет соблюдал безмолвие, жил в уединении. За это время им было написано множество книг, легших в основу христианских представлений об особенностях священнического служения, монашеского пути. Затем наступил этап проповедничества. За свой редкий дар оратора он получил от народа имя «Златоуст». Проповеди легли в основу его трудов-толкований Священного Писания. Когда Иоанну исполнилось пятьдесят, его избрали архиепископом Константинопольским. Он проявил себя и в делах милосердия, и как пламенный миссионер. В результате дворцовых интриг архиепископа сослали в Армению, а потом - в Абхазию, где он и скончался. Иоанна Златоуста называют одним из трех Вселенских святителей, наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. Этот титул подчеркивает важность его деяний и трудов для мирового христианства.
Великий труд, оставшийся в наследство Церкви от святителя Иоанна Златоуста - это составленный им чин Божественной Литургии. Именно литургия Иоанна Златоуста служится большую часть года в наших церквях. В переводе с греческого «литургия» - это «общее дело». Это главное богослужение, во время которого осуществляется таинство Евхаристии или Причащения. Тогда хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа. Литургия Иоанна Златоуста немного короче, чем литургия Василия Великого, которая служится всего несколько раз в год. Святитель Иоанн был родом из Сирии, сохранившей апостольские традиции. Исследователи сходятся на том, что он опирался на них, составляя византийский чин богослужения. У литургии три части. Первая - проскомидия или подготовительная. Вторая часть - литургия оглашенных - должна приготовить верующих к присутствию при совершении Евхаристии. Третья часть - литургия верных - на ней совершается само таинство. «На небе славословят ангельские воинства; на земле люди... подражают такому их славословию; на небе серафимы взывают трисвятую песнь; на земле множество людей возносит ту же песнь; составляется общее торжество небесных и земных существ, одно благодарение, один восторг», - так писал святитель Иоанн Златоуст о литургии.
Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова называют тремя Вселенскими святителями. Так подчеркивается величайшее значение их богословских идей и сочинений для Церкви. Литературное наследие святителя Иоанна весьма значительно. Одной из главных тем его трудов стало Священное Писание. Его главная задача была - приблизить Библию к жизни его прихожан, показать ее вневременной смысл. При этом Иоанн - не просто исследователь и ученый. Поэтому бОльшая часть из дошедших до нас сочинений - это записи его проповедей и бесед, сделанные слушателями. Иоанн много проповедовал в родной Антиохии, а потом, будучи епископом - в Константинополе. За убедительность и пламенность речей его и нарекли Златоустом. Объясняя священные книги, святитель Иоанн часто проводил параллели с современным ему обществом, рассуждал на близкие всем социальные и моральные темы. И при этом подчеркивал связь строк Ветхого и Нового Завета с жизнью и поступками христианина. Именно эта актуальность и стала близка и современникам, и последующим поколениям. По достоинству оценили они и красноречие, и образность, и поэтичность сочинений святителя Иоанна Златоуста. Его труды были рано переведены на славянский и стали любимым чтением на Руси.
Златоуст - такое второе имя святителю Иоанну дали не случайно. Этот образованный монах из знатной семьи жил в четвертом веке. В родной Антиохии он прославился в первую очередь как проповедник. Проповедь во времена отсутствия ежедневных газет имела особое значение. По преданию, антиохийцы готовы были слушать Златоуста несколько часов подряд. «Проповедничество целительно для меня», - говорил сам святитель Иоанн. Златоуст был прирожденным оратором. Он умел нарисовать живую картину, не чуждался сарказма, язвительного каламбура. Тонкий психолог, он проникал в тайны душевной жизни, зримо рисовал характеры и бичевал пороки. При этом Иоанна Златоуста мучило общественное неустройство, ему претило богатство и корыстолюбие. Слава проповедника привела его на Константинопольскую кафедру. Она же его и погубила. Призывы к асктизму не пришлись по нраву императорскому двору. Святителя Иоанна сослали в Армению. По преданию, последними его словами перед смертью стали: «Слава Богу за все».
Поможем Николаю Мереченко встать на ноги
Ещё несколько лет назад жизнь студента Николая Мереченко была тесно связана с церковью и творчеством. Он поступил в музыкальное училище в Нижнем Новгороде, пел в церковном хоре и вместе с друзьями организовал православный музыкальный ансамбль «Светоч». Этот коллектив не раз становился лауреатом международных конкурсов. Но летом 2022 года Николай неудачно нырнул в воду и получил травму шеи и позвоночника. В результате Николай потерял возможность двигаться.
«После выписки из больницы меня отправили на платную реабилитацию, - рассказывает молодой человек. Деньги на неё собрали родные и друзья. В центре меня учили заново есть и делали медицинский массаж. Также со мной занимались специалисты по лечебной физкультуре. И сейчас уже есть улучшения! Поначалу работали только плечи, а теперь действуют и руки, но пока не включились пальцы. Понемногу возвращается чувствительность к ногам», - продолжает Николай.
Сегодня он передвигается на инвалидной коляске, и чтобы поддерживать тело в тонусе, выполняет дома разные физические упражнения. Но, помимо этого, важно продолжать профессиональную реабилитацию. Однако сейчас семья Николая не в силах оплатить новый курс восстановительного лечения.
На помощь студенту из Нижнего Новогорода пришла православная служба «Милосердие Казань». Её команда верит, что скоро Николай сможет встать на ноги, снова будет петь в церковном хоре, выступать с ансамблем «Светоч» и радовать людей своим красивым голосом.
Если вы тоже хотите поддержать Николая Мереченко, переходите на сайт службы «Милосердие Казань»: kazanmiloserdie.ru.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианский взгляд на новеллу «Фаталист». Священник Александр Сатомский
В нашей студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о новелле Михаила Юрьевича Лермонтова «Фаталист», о христианском осмыслении этого произведения и о том, как сочетаются Промысл Божий и свобода воли и отсетственность за собственный выбор человека.
Все выпуски программы Светлый вечер
Искажение чужого имени в разговоре: шутка или невоспитанность?
Имя — одно из первых слов, которое мы слышим после рождения. Оно — часть нашей идентичности. С помощью имени мы представляемся окружающим людям, это визитная карточка.
Имя зачастую дается в память о каком-либо предке или по святцам в честь святого. Да и просто маме и папе нравится имя, вот они с любовью нарекают так ребенка. И бывает неприятно, когда это красивое имя начинают искажать. Например, вместо «Маша» говорят «Машенция». Или вместо «Костя» обращаются к человеку «Кинстинтинус» . Подчас так происходит не со зла. Человек не хочет нас обидеть, наоборот, скорее налицо попытка пошутить, сократить дистанцию. Но ведь на такое поведение нужно иметь право.
Если вы уже давно знакомы, и ваша манера общения предполагает безобидное подтрунивание, и в том числе такое шутливое искажение имени — то да, здесь нет ничего плохого.
Как узнать, приятно ли собеседнику то, что мы называем его иначе, чем он привык? Можно спросить об этом прямо: «Ничего, что я тебя так называю?» А если не хотите спрашивать, присмотритесь, понаблюдайте — вы увидите, нравится это вашему знакомому или нет.
А может, и не стоит привыкать к такой манере диалога, зачем рисковать отношениями? Ведь не каждый готов прямо высказать недовольство, однако чувство дискомфорта может нарушить дальнейшее общение.
Давайте помнить, что имя — это важная часть нашей личной и общечеловеческой культуры, это в какой-то степени духовный дар. Первый человек, Адам, давал имена всем живым существам. В молитве, которую дал апостолам Христос, говорится об имени Бога: «да святится имя Твоё».
Имя несёт печать духовного мира. Хотелось бы, чтобы бережное отношение к своему и чужому имени всегда присутствовало в нашей жизни.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова