Протоиерей Михаил Лекторский родился в тысяча восемьсот семьдесят втором году на Кубани. Он продолжил семейную традицию и стал священником. У него родилось четверо детей.
В сентябре тысяча девятьсот двадцать первого года протоиерей Михаил Лекторский был арестован подразделением дивизии Буденного по обвинению в контрреволюционной агитации. Вместе с другими казаками его привезли в станицу Брюховецкую, в концентрационный лагерь для заложников. Там священник пробыл полтора месяца. Условия содержания были нечеловеческие. По свидетельствам очевидцев сорокадевятилетний священник выглядел через месяц глубоким стариком. Двадцать седьмого октября "тройка" особого отдела приговорила заложников к расстрелу. Даже перед самой казнью священномученик Михаил продолжал исповедовать узников-казаков.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«На могиле любви вырастает справедливость», — написал однажды святитель Николай Сербский. Действительно, если иссякает любовь, в дело вступает логика закона. Но любовь всё равно оказывается выше всех земных представлений о справедливости. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из пятой и шестой глав своего послания к Галатам, что читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Прозвучавшее чтение касается одной из самых трудных тем в письменном наследии апостола Павла — превосходстве любви над законом. Недоумения и споры относительно рассуждений Павла проявили себя уже во время земной жизни апостола. Впоследствии неверно понятое учение святого привело к целой революции — протестантской реформации в Европе, вожди которой заявили, что для спасения требуется только вера, а исполнение закона, то есть заповедей, имеет вторичное значение.
Конечно же, апостол ни в коем случае не призывал пренебрегать заповедями, и сам их благоговейно исполнял. Однако Павел понимал, как легко человек может скатиться до, в плохом смысле, приземлённого понимания религиозной жизни, меркантильного восприятия отношений с Богом, когда с Творцом фактически начинают торговаться. «Господи, вот тебе моя благочестивая жизнь, вот добрые дела. А Ты в ответ пошли мне материальное благополучие и крепкое здоровье». Такие рассуждения апостолу Павлу чрезвычайно не нравились.
И святой развивает совершенное иное представление о том, как должна быть выстроена духовная жизнь. Логику Павла можно понять, представив себе такую картину. Нас пригласили в гости в дом, стоящий на вершине высокого холма. Чтобы добраться до этого дома, нужно преодолеть непростой путь — забраться по крутому склону, приложив много усилий. И вот, наконец, сложный маршрут завершён. Скажите — дают ли все перенесённые трудности право войти в дом без разрешения хозяина? Конечно же, нет.
Вот так же и с духовной жизнью. Молитва, пост, дела милосердия и прочие усилия, безусловно, имеют значение, должны присутствовать в жизни православного христианина. Но всё перечисленное приобретает по-настоящему спасительное значение, если, во-первых, является проявлением любви к Богу и ближнему, а во-вторых, не рассматривается как предмет для торга с Творцом. В конце концов, Господу от нас ничего не нужно. В том смысле, что у Него и так всё уже есть.
Совершая те или иные добрые дела, мы тем самым дополняем своё, а не Божье бытие. Мы облагораживаемся изнутри. Но опять же не своей силой, а силой Духа Святого. Ведь по-настоящему измениться к лучшему человек способен только в союзе с Богом. И Павел пытается показать и своим первым читателям, и нам, что благочестивые религиозные практики, дела милосердия не могут быть самоценны. Иначе они превратятся в объект для поклонения. А подобное, в конечном счёте, приведёт к поклонению идолу человеческого эго.
Служить нужно только Богу, воздавая Ему славу через служение людям. Но приобретают данные поступки значение для спасения только тогда, когда в основании лежит искренняя вера. Об этом, безусловно, стоит помнить. Как и о том, что наряду с верой внутри нас должны присутствовать любовь и радость, без которых духовную жизнь в Православии представить себе нельзя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим богадельню при храме Рождества Христова в городе Омске
Дмитрию 29 лет, молодой человек живёт в богадельне при храме Рождества Христова в городе Омске. Сотрудники и подопечные называют это место — «Дом, который очень нужен». Проект создан местной службой «Милосердие — Крутая Горка» для помощи людям с инвалидностью.
Дима родился с особенностями развития. Вырос он в детском доме. А когда ему исполнилось 18 лет, должен был отправиться в психоневрологический интернат. Но, к счастью, юноша познакомился со священником Антонием Хмелёвым, основателя богадельни при храме Рождества Христова. Он регулярно навещает подопечных в учреждении, где находился Дима. Отец Антоний много беседовал с молодым человеком, они подружились, и затем батюшка перевёз его в «Дом, который очень нужен». Здесь у Димы началась полноценная жизнь. Ему предоставили возможность учиться и развиваться. Он освоил профессию сварщика и теперь применяет свои навыки на благо других. Также Дима помогает отцу Антонию в храме. А летом молодой человек побывал в Троице-Сергиевой лавре. Это было его первое самостоятельное путешествие, с которым он успешно справился.
Другая подопечная богадельни в городе Омске — 33-летняя Наталья. Она попала сюда потому, что рядом не осталось близких, готовых присматривать за девушкой с инвалидностью. Здесь некогда резкая и замкнутая Наташа стала общительной, научилась заботиться о других. Она вяжет носки и варежки для бездомных и помогает местным сотрудникам на кухне.
«Дом, который очень нужен» дарит Дмитрию, Наташе и ещё десяти людям с инвалидностью возможность развиваться, учиться жить в обществе, работать и самое главное — чувствовать себя нужными. Проект полностью благотворительный. Поддержать его можно на сайте омской службы помощи «Милосердие — Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Прикоснуться к истории в маленком городе». Федор Кноков
У нас в студии был главный редактор историко-краеведческого журнала «Вдаль» Фёдор Кноков.
На примере Суздаля мы говорили о том, как жизнь в таком древнем городе может позволить прикоснуться к культурному, историческому и христианскому наследию Руси.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер