Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 28-37
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Христианская традиция очень богата не только в догматическом и культурном смысле, но и, конечно, в смысле нравственном. Многие христианские ответы на нравственные вопросы могут помочь сориентироваться даже не очень церковному человеку. Однажды я видел книгу атеиста, который доказывал, что порой бывает полезно прийти в храм, будучи неверующим, просто для того, чтобы послушать проповедь, настраивающую на нравственный и добрый лад. Будет ли плодотворна христианская проповедь для человека неверующего? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Помнится, в юности мне попалась книга о пословицах и крылатых выражениях, которые пришли в русский язык из Библии. Я был просто поражён прочитанным, ведь оказалось, что их просто невероятное количество. В другой раз я услышал предположение, вполне правдоподобное, что советский лозунг «миру мир» напрямую заимствован из христианского богослужения, в котором мы каждый день просим Бога даровать мир всему миру. При этом я не раз замечал, что современные люди будто бы чураются христианства, как чего-то давно понятного и привычного. Так бывает с теми же пословицами и поговорками, так бывает с идеями и произведениями искусства. Совсем недавно я услышал, как один молодой человек говорил другому, что ему нравится древняя японская пословица «Время разбрасывать камни и время их собирать». Какая же, — думаю, — она японская, когда это прямая цитата из библейской книги Екклезиаста. Но если бы говорящий сослался на Библию, все бы решили, что он верующий, а ссылка на японскую пословицу, как будто бы ни к чему не обязывает и даже интригует экзотикой.
В чтении, которое мы сейчас услышали, евангелист пересказывает краткий диалог Христа с книжником. Судя по всему, таких небольших обменов мнениями могло быть очень много. Однако тот диалог, который мы услышали сегодня, отличается от многих тем, что спрашивающий Христа, как кажется, не имел цели Его смутить, но действительно хотел узнать Его мнение, как мнение Учителя.
Книжник спрашивает Спасителя о главной заповеди, и Христос, как известно, указывает на заповедь о любви. Причём речь идёт о любви двойственной: направленной, во-первых, к одному и единственному Богу, во-вторых, к ближним. Больше этой заповеди, по словам Христа, нет. Может показаться, что книжник провоцирует Его, ведь для иудеев все заповеди должны были быть одинаково важны, но по его реакции видно, что он искренне рад такому ответу. Более того, поразительным образом он даже оказывается готов поставить любовь выше жертв и всесожжений. Эта позиция приближает его к Царству Небесному, однако же, как понятно, не делает его причастным к нему.
Чего же ему не достаёт? Из слов Спасителя очевидно: ему не достаёт принятия Спасителя как мессии. Можно стремиться к любви, можно интересоваться Христом и Его мнением, на определённом этапе всё это важно и нужно. Но только приняв Иисуса Христа как Господа и Спасителя можно быть причастным Его Небесному Царству.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов