Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 1, стихи 1-25

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Канун Рождества Христова. Ожидание чудесного. Праздничное настроение. И немножко грустно, что пройдёт праздник и это настроение улетучится. Как же хранить в себе эту чудесную атмосферу как можно дольше? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 1.

01 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

02 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

03 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

04 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

05 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

06 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

07 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

08 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

09 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

В первой части прозвучавшего отрывка излагается родословие Иисуса Христа. Нам подобное перечисление имён может показаться скучным и неуместным. Однако оно здесь не случайно. Первоначально Евангелие от Матфея было адресовано иудеям. А для них принципиально знать, что Иисус и есть Тот Самый обещанный пророками Мессия. Вот именно для них евангелист Матфей помещает в начале истории Спасителя этот список имён. Это исторический и юридический аргумент. Иисус действительно происходит от Авраама и принадлежит к роду царя Давида. А потому Он не только по духу, но и по букве соответствует ожиданиям евреев.

Вторая часть отличается от первой. Это живой рассказ. В нём говорится о том, перед каким трудным выбором оказался праведный Иосиф. Ведь девушка, с которой он был обручён, оказалась беременной. Никаких отношений между Иосифом и Марией не было. Обручение — это одна из традиционных форм опекунства. То есть Иосиф был Марии вместо отца. И тем не менее, он в страшном смущении. Ведь по закону блудниц побивали камнями. Ему жалко Марию. Он в тупике. Что же делать? Может просто тайно отпустить её? Выход находится только благодаря чуду.

Как же отличаются эти два отрывка! С одной стороны, выверенное, сухое перечисление имён с целью предоставить доказательства, что Иисус истинный Мессия. С другой, парадоксальная история с непредсказуемым финалом. Причём этот рассказ словно посмеивается над родословием. Из него мы узнаём, что Иосиф, имена предков которого только что тщательно перечислялись, не настоящий отец Спасителя.

Так Евангелие побуждает нас задуматься. Не слишком ли мы в своих отношениях с людьми и Богом одержимы желанием всё просчитать, во всём получить стопроцентные гарантии и доказательства, всё взять под свой контроль? Не от того ли нам бывает так скучно и тоскливо, что мы слишком держимся за свои преставления о том, как именно должна складываться наша жизнь? Не от того ли сохнет наша душа и сердце, что мы не умеем отступать от графика, который засел в нашей голове? Мы боимся непредсказуемости и спонтанности. Их источник мы воспринимаем как угрозу. Самим евангельским повествованием Господь напоминает нам, что вмешательство Бога — это всегда нарушение наших планов и представлений о том, как должны складываться обстоятельства. И дух Рождества надолго задерживается лишь в той душе, которая каждое мгновение готова к таким неожиданным поворотам.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!