Началось всё с Пасхи. Из детских воспоминаний у меня осталось ощущение радости от празднования Пасхи в нашей семье. Мы всегда приезжали в деревню к бабушке. Собирались мамины сестры, братья с семьями. Было шумно, весело. Очень ждали бабушку со службы.
Она приходила, приносила из церкви освященные куличи и крашеные яйца. Все обменивались приветствиями: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Накрывался большой стол. С чаем наконец-то разрешали съесть долгожданный кусок кулича. Начиналось обсуждение, какой кулич кому больше нравится. Обычно их было несколько, пекли сами по разным рецептам. Радостные, светлые воспоминания от этого дня остались на всю жизнь.
Мне было уже за тридцать, когда захотелось вернуть эту радость. Я к тому моменту уже покрестилась, но в храм еще регулярно не ходила. Читала только детскую Библию, закон Божий. В них простым языком были изложены основы православной веры.
И однажды я решила, что следующую Пасху будем праздновать с освященными куличами. Во-первых, потому что все ходят освящать куличи. Значит так правильно, так надо. А во-вторых, вспомним, как было радостно в детстве. Дома моя идея всем понравилась, поэтому готовили вместе.
В Великую субботу мы с дочкой пошли в ближайший храм. Отстояли с ней очередь на освящение снеди. Разложили наши куличи на длинном столе. Я боялась что-то не так сделать. Но люди вокруг оказались приветливые. Рассматривали друг у друга, кто что принес, улыбались, помогали зажечь свечки от их свечей.
Вышел из храма священник. Соседи зашептали: «Батюшка пришел». Батюшка повернулся к народу, всех громко поприветствовал: «Помолимся, братья и сестры!», — и начал читать молитву. Вдруг неожиданно для себя заплакала. Слезы просто полились из глаз ручьем. Это он и мне сказал? Я здесь не чужая? Дело в том, что сначала я ощущала себя как бы пришедшей со стороны: здесь все знают, что делают и для чего, а я еще нет. И когда услышала призыв помолиться вместе, меня охватило чувство сопричастности ожиданию великого праздника, с молитвой, которую читал священник.
После освящения куличей мы шли домой, и я размышляла о том, что вот, выполнила давно задуманное, но этого оказалось мало. Я была под впечатлением от призвания к молитве. Захотелось не просто делать, как все, а самой побольше узнать о Пасхе.
Я начала ходить каждое воскресение в храм на службу, чтобы научиться молиться, чтобы молиться вместе с другими людьми. У меня появилась сильнейшая внутренняя потребность, которую я и объяснить тогда не могла. Начала читать богословскую литературу, узнавала смысл богослужений, таинств, православных церковных праздников, постов.
Я хотела вернуть далекую неосознанную детскую радость из своих воспоминаний, а обрела настоящую радость, духовную, от осознанного понимания истинного значения Пасхи, воскресения Христова! От веры в Бога. И только тогда поняла, что же так согревало в детстве! Откуда была эта радость? От бабушки. Она, глубоко верующая христианка, дарила любовь и старалась приобщить нас к Главному празднику в ту меру, которая была нам тогда под силу. Сквозь годы Господь за эту ниточку бабушкиной радости, тянущуюся из детства, привел меня в Храм, к самому источнику радости, ко Христу! А куличи и яйца и все традиции в нашей семье — продолжаются. Только теперь у Праздника есть его подлинный смыл!
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
«Журнал от 29.11.2024». Алексей Соколов, Юлия Денисова
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе. В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и руководитель благотворительного проекта по тюремному служению «Апрель» Юлия Денисова вынесли на обсуждение темы:
— Рождественский вечер журнала «Фома»;
— Подготовка к празднику Рождества Христова;
— День памяти апостола и евангелиста Матфея;
— Вещание Радио ВЕРА в следственных изоляторах.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
О благодарности. Ольга Цой
Однажды я спросила знакомого иеромонаха: «Батюшка, в чем смысл моей жизни?». Вопрос был не риторическим, очень личным. Думала, он скажет: «Как — в чем? У тебя семья, двое малолетних детей, надо их вырастить, воспитать...». Но батюшка ответил на мой вопрос не задумываясь: «Быть с Богом». «А как это — быть с Богом? — продолжила я. — Не понимаю. Уж очень абстрактно...». «Это значит — за все благодарить», — последовал ответ.
Я начала размышлять об этом. И стала замечать, как часто звучит слово «благодарим» в церковных службах! «Благодарим Господа!» — дает возглас священник во время Евхаристического канона. «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи...» — звучит молитва самого важного момента Литургии, во время которого происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. А в конце службы мы слышим призыв батюшки: «Поблагодарим Господа!».
Я посмотрела этимологию самого слова «благодарность». По-русски все очевидно — «благо дарить» — «делать добрые дела». А вот по-гречески это слово звучит как «евхаристия».
Евхаристия! Причастие! Стала читать святых отцов и поняла, что Таинство, которое установил Сам Господь, — не просто вкушение Его плоти и крови, чтобы так соединиться со Христом, это — благодарение за Его жертву, за Его любовь, за все блага, которые нам дает Господь ежедневно!
Так мы наследуем жизнь вечную. Выходит, благодарность, прославлять Бога, — это и есть путь в Царство Небесное.
Какой простой совет дал батюшка — благодарить Бога. И как много открылось мне, когда только попыталась начать это осознавать.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Борис Семёнов. «На зимнем перекрестке»
— Так вот он какой, Ирбит — маленький древний городок между Екатеринбургом и Тюменью. Спасибо тебе, Сергей, за интересную экскурсию. А за то, что привёл меня сюда, в музей изобразительных искусств — особая благодарность!
— Да полно, Андрей! Тебя, наверное, трудно удивить — живёшь в столице, столько произведений искусства повидал на своём веку.
— Повидал немало, отрицать не буду. И потому могу сказать уверенно — в здешней коллекции картин есть настоящие жемчужины. Взять хотя бы вот эту акварель Бориса Семёнова, «На зимнем перекрёстке».
— А что в ней особенного? Занесённый снегом город, хмурое небо. Основной цвет — серый...
— А ты приглядись повнимательней. Окунись в атмосферу, которую передал художник. Сумерки опускаются на город, уже включили фонари. Их череда вдоль дороги — словно гирлянда. Праздничными огоньками смотрятся и окна двухэтажных домов, и зелёный глаз светофора.
— Думаешь, это новый год?
— Совсем необязательно. Картина скорее говорит о том, что каждый день может дарить нам радость. Нужно лишь внимательно жить, уметь удивляться простым вещам. Тому, как могучий тополь полощет в небе ветвистую крону, или красный трамвай задорно звенит, прогоняя уныние.
— Трамвай на рисунке хорош! И дома мне здесь нравятся — старинная купеческая застройка. Интересно, что это за селение?
— Скорее всего, Екатеринбург. Точнее, Свердловск — именно так назывался город в годы жизни Бориса Семёнова. Он переехал в столицу Урала в 1938-ом.
— А родом художник откуда?
— Из Санкт-Петербурга. Хотя опять нужно сделать поправку — из Петрограда. Такое название было у города на Неве в 1917 году, когда Борис Семёнов появился на свет.
— А потом город стал Ленинградом.
— Верно. Ему, как и Свердловску, художник посвятил немало своих работ. Ещё он рисовал Москву и Ригу, где часто гостил у родственников. Во многих акварелях Бориса Семёнова легко узнаются черты того или иного города. Но рисунок «На зимнем перекрёстке» — это пейзаж настроения. Здесь важно не сходство, а тёплое впечатление, что перед тобой — родной уголок. У каждого человека он свой...
— Передать настроение — особый талант!
— И тем более с помощью акварели. Эта краска не даёт права на ошибку. Любое исправление оборачивается грязью на бумаге.
— Рисунок Бориса Семёнова чист и прозрачен. При этом детали переданы безупречно. Как художнику удалось настолько овладеть сложной техникой?
— Мне кажется, это сродни чуду. В начале своего творческого пути Семёнов писал картины маслом. Он занимался оформлением Свердловска к праздникам, делал заводские зарисовки. Его первые работы никого не впечатляли. А в какой-то момент Борис Александрович попробовал себя в новом жанре — и поразил всех! Он начал создавать настоящие шедевры!
— Может быть, художник и тематику поменял?
— Нет, дело не в этом. Семёнов по-прежнему посвящал свои работы производству, у него есть целая акварельная серия «Урал индустриальный». И там даже заводские трубы выглядят нежно и лирично. В рисунках дышит жизнь, чувствуется настроение, угадываются судьбы.
— В чём же секрет такого преображения?
— Может быть, в том, что акварель не терпит жёстких методик, учит доверять вдохновению. А что это, как ни помощь Божия в творчестве? Когда Борис Семёнов усвоил эту науку, само течение будней стало для него радужным, акварельным — удивительным. Картина «На зимнем перекрёстке» — одно из мгновений в светлом потоке дней.
Картину Бориса Семёнова «На зимнем перекрёстке» можно увидеть в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России