Флп., 236 зач., I, 8-14.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Кровь мучеников — семя Церкви». Этот принцип, озвученный во времена глубокой древности христианским мыслителем Тертуллианом, очень верно описывает реалии бытия первых учеников Спасителя. Чем больше в Римской империи христиан гнали, тем шире разрасталась Церковь. Об этом, в том числе, пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
Из прозвучавшего отрывка мы узнаём, что апостол Павел находится в узах, то есть в тюремном заключении. Действительно, святой за свою проповедническую деятельность был лишён свободы и написал, по сути, прощальное послание к христианам города Филиппы из римских застенков. Чего по общему настроению текста и не скажешь. Апостол совершенно отказывается жаловаться, он, впрочем, и не собирается унывать. Наоборот, Павел даже радуется тому, что ему пришлось пострадать за Христа и оказаться в тюрьме.
В случившемся апостол видит руку промысла Божия, ещё один путь распространения евангельского учения Христа Спасителя. И это действительно оказалось так. Павел пишет филиппийцам, что многие христиане, узнав о пленении апостола, не стали прятаться, но, наоборот, приободрились и усилили проповедь Благой вести. В результате, даже в претории — штабе имперской гвардии — стало о Павле и его миссии известно.
При этом, Павел совершенно не считает себя героем, не красуется, не кичится. Он прекрасно понимает, что имеющиеся силы даны ему Христом, что только с помощью благодати Божией ему удаётся переносить мужественно и радостно выпавшие на долю испытания. Павел потому и призывает своих первоначальных читателей, а вместе с ними и нас искать источник сил духовных и телесных исключительно в общении со Спасителем. А оно (это общение в таинствах ли, в домашней ли молитве) в полноценном виде возможно только, если человек стремится жить в чистоте и согласии с правдой Божией.
Последнее чрезвычайно важно. Потому что никакое тщательное соблюдение обрядов, традиций, постов не принесёт никакой пользы, если мы руководимы лукавством, если пытаемся ложь нашу замаскировать, скрыть при помощи тех или иных религиозных действий. Всё тайное рано или поздно становится явным. А счастье, построенное на лжи, неминуемо развалится, превратится в прах. Потому апостол Павел и призывает своих читателей быть чистыми перед Богом.
Ведь даже мученическая кончина не будет иметь никакого смысла, если пострадавший проявлял лукавство или коварный умысел. Более того, Церковь с ранних времён осуждала тех своих членов, которые провоцировали язычников на гонения. Не может поступок быть назван благим и богоугодным, если в основании его лежит совесть, обременённая ложью. А вот если человек стремится к праведности, живёт в мире с Богом и потому вступает в конфликт со злом, царствующем вокруг, то тогда дело обстоит иначе.
И в данном случае благое упорство в вере, нежелание отвечать злом на зло и верность Спасителю делают христианина деятельным свидетелем об истине Евангелия. Благодать Божия наполнила сердце апостола Павла храбростью и радостью. Храбро и радостно встречали кончину мученики древней Церкви и новомученики советского времени. Ведь они внутри себя чувствовали — их путь не кончается, он продолжится в Царстве Божием. А здесь на земле пролитая ими за Христа кровь станет семенем, из которого обязательно появятся новые ростки веры. И новые сердца обратятся к Богу, желая идти путём евангельской чистоты и праведности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.