Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Какое вознаграждение христианская вера предлагает своим последователям? И как это вознаграждение получить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 6.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Прозвучавшие сейчас так называемые «Заповеди блаженства» считаются ядром христианского закона. Именно по ним можно судить о том, как Господь призывал Своих учеников выстраивать отношения с другими людьми. Иногда их сравнивают с десятью заповедями, которые также находились в центре ветхозаветного законодательства и также вокруг них выстраивалась вся система морали древнего иудея. Однако по сравнению с законом пророка Моисея «Заповеди блаженства» имеют ряд особенностей.

Во-первых, заповеди Христа — не о социальной справедливости. Если десять заповедей так или иначе говорят о том, как построить отношения с Богом и людьми, как стать добропорядочным членом общества, то заповеди Христовы это о том, что делать, когда все законы и правила вдруг перестают работать. Что делать, если справедливость куда-то исчезла. Или же, как себя вести, когда я, будучи законопослушным гражданином, становлюсь объектом нападок и преследований со стороны таких же законопослушных граждан.

Во-вторых, это не строгие предписания. Моисей, например, говорит конкретно, императивами: не убий, не укради, не прелюбодействуй. Христос не говорит: если вы не плачете, то и не будете смеяться, если вы не нищий духом, то Царства Небесного вам не видать. Или Он не говорит: голодай, если хочешь насытиться, или: ищи бесчестия и ненависти среди людей, если хочешь потом получить награду. Здесь же нет однозначных правил или запретов. То есть у нас есть выбор: идти этим путём или нет. Скорее, перед нами максимы. Господь открывает универсальный духовный закон: оказывается, можно быть в очень стеснённых обстоятельствах, голодным, холодным, покинутым людьми, несправедливо обесчещенным, но при этом быть блаженным. То есть иметь сердце, исполненное благодати. Иметь в душе мир, покой и безмятежие.

Наконец, ещё один важный момент. Это блаженство доступно не всем страдальцам. Ведь бывает человек страдает и терпит лишения просто по своей глупости, нерадению или болезненной порочности. Например, так страдает одержимый какой-нибудь зависимостью. Он потерял семью, работу, имущество и теперь ему плохо. Или же бывает человек терпит злоключения из-за какой-то идеи, которая кажется ему высокой. Так страдал, например, Раскольников, так страдали революционеры-богоборцы. Но Спаситель говорит, что блаженство получит лишь тот, кто переносит злоключения, тяготы, несправедливости ради Сына Человеческого, то есть ради Христа. И это принципиально важный момент. Здесь должен быть выбор человека и готовность перенести злоключения ради Спасителя.

Не случайно «Заповеди блаженства» открывают собой раздел Евангелия, который называется «Нагорная проповедь». В этом разделе даются чёткие инструкции, как следует себя вести ученикам Христовым. Что значит жить по Евангелию. И если эти инструкции прочитать, то станет очевидным одно: это не о том, как договариваться с окружающими на основе закона справедливости. Все эти правила о том, как оказывать милость, любовь и снисхождение к тем, кто лично тебе нанёс несправедливый ущерб. Если человек наберётся решимости и так организует свою жизнь, его самость неизбежно будет страдать. Ведь порой внешне он будет терять. Однако в Своих «Заповедях блаженства» Господь уверяет, что поддержит и утешит нас. Он даст почувствовать Свою благодать в тот самый момент, когда мы всё же решимся встать на этот нелёгкий путь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!