Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35
С самой ранней истории своего существования человечество жаждало покорить небо. Однако все эксперименты древности, а также научно-технические успехи нового времени продемонстрировали — можно подняться в атмосферу или даже в космос. И всё же невозможно достичь Божественного неба исключительно с помощью ограниченных земных инструментов. Но что не под силу человеку, возможно Богу. О том и повествует составной отрывок из 19-й главы Евангелия от Иоанна, что читается сегодня, в день праздника Крестовоздвижения, во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Неужели человечество обречено быть прикованным к земле? Вовсе нет. Благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа путь в небо — Божественное, а не физическое — открыт для каждого человека. И добраться до небесных высот благодати мы оказываемся способны не с помощью ракет или самолётов. Средством дарованного людям спасения стал крест Христов.
Через искупительную смерть и последовавшее за ней воскресение и вознесение Господь Иисус вернул людям Царство Небесное. И мы вот уже две тысячи лет удивляемся тайне креста Христова. В распятии мы ощущаем как бы две стороны. Голгофская жертва — это и таинство скорби, и таинство радости, таинство позора и, безусловно, славы.
До конца непонятно, почему именно через унизительную смерть на Голгофе должно было произойти таинство искупления человечества. Исчерпывающего ответа — почему Богу нужно было умереть и умереть именно так? — мы дать не в состоянии, но можем предположить, почему образ креста имеет жизненно важное значение для каждого из нас. В кресте как бы соединяются две линии реальности. Есть вертикаль, соединяющая землю и небо. Сын Божий сначала пришёл через Рождение от Девы Марии к нам, а затем, выполнив возложенную на Него миссию, воскрес и вознёсся на Небо.
Но учение Спасителя не ограничивается исключительно условно вертикальными отношениями между Богом и отдельно взятым человеком. Православное христианство никогда не проповедовало индивидуальное освящение, а говорит о важности соборного (коллективного) единства народа Божия — Церкви. Освящённые заповедями межчеловеческие связи и есть та горизонталь, которая, соединившись с упомянутой уже вертикалью, и образует вместе с ней крест.
Мы не можем продвигаться к небу без того, чтобы не взаимодействовать с окружающими нас людьми. Крест является знаком, иллюстрацией слов Христовых: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя». Крест для христианина — самый настоящий образ ежедневной жизни. И мы должны понимать одну вещь. Духовная жизнь есть не только вертикальное воспарение. Так или иначе, но я пребываю здесь — на земле. А потому я просто призван взаимодействовать с окружающими людьми.
Устремление вверх всегда сложно. Но не менее сложно балансировать на горизонтали, потому что я несовершенен. Меня перекашивает то в одну, то в другую сторону. И люди, с которыми я взаимодействую, которых я стараюсь любить, иногда ведут себя так, что кажется, что они не заслуживают моей любви. Поэтому и вверх тяжело идти и в горизонтали взаимоотношений бывает очень и очень тяжело. Но от этого никуда не деться. Потому путь в Царство Небесное неизбежно идёт через Голгофу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов