Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 1-4
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Стремиться к лучшему, хотеть большего и брать от жизни всё — эти слоганы знакомы многим и суть их заключается в том, что человека не устраивает состояние, в котором он находится, и ему хочется поскорее всё исправить. Но всегда ли нужно стремиться к изменениям? И хороши ли все наши претензии к жизни с точки зрения веры? Ответ на эти вопросы прикровенно звучит в отрывке из 14-й и 15-й глав книги Притчей Соломоновых, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
02 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
03 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
04 Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.
Любой из нас стоял в очередях. Дело это малоприятное, но особенно нас раздражают ситуации, в которых кто-нибудь проходит без очереди, чем явно удлиняет срок нашего собственного ожидания. Что с нами происходит? У всех, конечно, разный темперамент и реагируем мы по-разному, но обычно нас это раздражает. Неслучайно само слово «раздражение» происходит от слова «дрожать», потому что некоторых буквально трясет от гнева и возмущения. Но вот в сегодняшнем чтении из книги Притчей мы слышим, как Соломон говорит: у терпеливого человека много разума, в то время как раздражительный высказывает глупость.
Что же такое терпение, о котором он говорит? И греческое слово, и еврейское, которое употреблено в тексте, близки по смыслу и обозначают человека, медленного в гневе. И пока он медлит, он успевает увидеть ситуацию более сложной и многоплановой. Он не только длительное время способен ждать результата малоприятного или даже болезненного процесса... Он может увидеть в происходящем промысл, может с доверием к Богу принять ту ситуацию, в которой оказался. Раздражительный, напротив, реагирует быстро и чаще всего его реакция легкомысленна и глупа. Он даже не прикладывает усилий для того, чтобы как следует обдумать происходящее.
Примечательно, что подобные рассуждения относятся не только к нашим сиюминутным реакциям, но и к восприятию нами жизни в полноте. Ведь если мы раздражаемся на бытовые мелочи, в ещё большей степени нас может не устраивать сама наша жизнь: то, как мы живём, как и где работаем и всё прочее. И, конечно, когда нас что-то не устраивает, мы задумываемся над тем, что у кого-то лучше работа, у кого-то лучше семья, кто-то в целом лучше живёт. Иными словами, мы начинаем завидовать. Понимая, что это явления очень близкие, после упоминания раздражительности Соломон пишет: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей». Речь здесь о том, что человек глубоко в сердце осознающий свою меру, отказывается требовать от Бога каких-то условий для спасения, но принимает то, что имеет, с доверием Господу. Тот же, кто всё время бунтует против обстоятельств жизни, не бывает счастлив, потому что остановиться в этом бунте невозможно, ведь всегда найдётся тот, кому можно позавидовать.
Всё, что сказано, не подразумевает, что христианин никогда и никак ни на что не должен реагировать. Должен, конечно. Но не раздражённо, а с рассуждением. Может ли христианин желать лучшего? Может, конечно, но не с завистью, а с доверием Богу и благодарностью Ему за те блага, которыми уже обладает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов