Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 1

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Лк., 62 зач., XI, 47 - XII, 1

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Обычно, когда люди кому-нибудь угрожают, они внутренне желают, чтобы возмездие совершилось и было вполне реальным. Но что же происходит, когда угрожает Бог? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 11-й и 12-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 11.

47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:

48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,

50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Глава 12.

01 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Окончание 11-й главы Евангелия от Луки — текст очень напряжённый, потому что проповедь Христа, первоначально обращённая к простому народу, переросла в обличение фарисеев, книжников и законников. И хотя некоторые фарисеи и законники пытались сгладить беседу и даже говорили, что Его обвинения звучат обидно, Спаситель обращал к ним горькие слова, подобно тому, как судье приходится выносить приговор или врачу озвучивать диагноз.

Законники, как это понятно из их названия, побуждали людей как можно точнее соблюдать закон Моисея. В принципе это было правильно, если бы они сами подавали остальным пример. Однако, соблюдая только то, что им удобно, — ритуальные нормы не касавшиеся их сердца, они не соблюдали главного — любви к ближнему, в чём входили в противоречие с пророками, обличавшими такой подход к закону. Христос указывает на случаи расправы грешников над праведниками. Эти, последние, своей жизнью раздражали и злили тех, кто жил иначе, потому что становилось очевидно, что праведность возможна и дело в желании и свободном выборе. При этом со временем, когда почитание убитого пророка становилось внешней, практически религиозной обязанностью, их дети, такие же законники, строили им гробницы. Может возникнуть вопрос: а что же им ещё оставалось делать? Ну хотя бы памятники строили! Им оставалось жить так, как завещали пророки, но они жили так же, как их отцы. Возводили памятники мёртвым и гнали живых.

Сожалея и произнося горькие слова в сторону законников, Спаситель говорит о том, что с их рода в итоге взыщется кровь всех праведников, которых они погубили, начиная от праведного Авеля. Это уточнение звучит необычно, ведь Каин никак не выглядит законником. Но дело не в наличии или отсутствии закона, а в том, как человек относится к Богу и к ближнему. Каин, также как и законники, убивавшие пророков, формально принёс жертву Богу и Тот не принял её. Увидев же, что жертва Авеля принята, он понял, что праведность брата обличает его и за эту праведность его возненавидел. В этом смысле Каин и законники — люди одного рода, формалисты, живущие своими интересами, лицемерные и жестокие, которые никому не прощают, ни искренности, ни праведной жизни.

Что же с ними произойдёт? И почему в итоге кровь всех этих праведников взыщется от этого нечестивого рода? Взыскать нечто — это заставить платить по счетам или, проще говоря, призвать к ответственности. Это взыскание и призыв к ответу будет заключаться в том, что жизни людей, которые ни сами в законе не разобрались, ни окружающих не смогли научить, но вели себя жестоко и лицемерно, будет подведён страшный, но закономерный итог.

Христос любит всех людей. Печалясь о законниках, о книжниках и фарисеях, Он обращает к ним строгие слова, в которых можно увидеть горькое лекарство, призванное привести их к исправлению. Заботясь о нас, Спаситель предупреждает нас беречься закваски фарисейской, то есть не допускать лицемерия даже в мелочах.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!