Преподобноисповедник Агапиит родился в 1894 году в Санкт-Петербургской губернии в семье барона Михаила Таубе и был крещен, как и отец, с именем Михаил. Успел окончить три курса юридического факультета Санкт-Петербургского университета, и был призван на первую мировую войну, где получил тяжелое ранение. В 1922 году демобилизовался и стал сотрудником музея, который власти устроили в Оптиной Пустыни. Здесь Михаил познакомился со старцами и принял монашеский постриг с именем Агапит. В 1925 году Агапита уволили из музея, он жил, зарабатывая преподаванием иностранных языков, вскоре был арестован. Обычно он ходил в светской одежде, а когда пришли его арестовывать, с радостью надел рясу, точно только и ждал этого момента. Монах Агапит долгие годы провел в тюрьмах, ссылках и лагерях. В 1936 году, освободившись из очередного заключения, он тяжело заболел. Его страдания возрастали с каждым днем, он уже не мог ни есть, ни говорить, но при этом не терял бодрости духа. 18 июля старушка-хозяйка, у которой монах снимал угол, увидела, что Агапит лежит, не сводя глаз с иконы Божией Матери. Лицо его было сосредоточено и кротко. Ни боль, ни страх не искажали его. Он не стонал, только дыхание становилось все реже. Впоследствии хозяйка рассказала, что монах Агапит переносил свои страдания так светло, что она молится ему, как святому. В 2007 году Преподобноисповедник Агапит был прославлен Церковью в лике святых.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 211 зач., IV, 28 - V, 10.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно в разговоре с одним молодым учёным-физиком я услышал такое размышление. Главная беда человечества — которую христиане называют «первородным грехом» — трёхсоставна: «Я лучше, чем не-Я», «чем больше я присвою себе, тем мне лучше» и, наконец, «надо активнее размножаться».
В отрывке из 4-й и 5-й глав Послания апостола Павла к Галатам, который сегодня звучит за богослужением в храмах, подробно разбираются два «модуса» человеческого бытия — один из которых так точно и определил мой друг-учёный.
Глава 4.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Глава 5.
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
Итак, апостол Павел говорит о двух образах жизни, которые возможны для каждого человека: жизнь по духу и жизнь по плоти. Или, если быть предельно точным и прямым, — животная, скотская жизнь. Выше я озвучил мысли моего друга о трёх главных бедах человечества, препятствующих развитию: циничное предпочтение себя другим, собственничество, или даже хищничество, и неудержимая потребность размножаться. Действительно, именно так и поступают дикие звери: уничтожают слабых, захватывают чужие территории при первой возможности, и «распространяют» себя в потомстве. Всё это — неистребимый биологический закон тварного бытия.
Человек, как существо духовно-телесное, тоже имеет в себе эту животную, или, как говорил апостол, «плотскую» сторону. Думать, что её во мне нет — потому что я начитался умных книг святых отцов — наивность и большая, очень опасная, ловушка. Каждому из нас надо честно признать: да, во мне не только есть, но и предостаточно именно этой, животной, стороны жизни. Но подобное признание — вовсе не означает «тотальной капитуляции»: признавая, мы учимся осознавать значимость, даже ресурсность этой низшей стороны нашей природы, понимаем, насколько могуществен и коварен наш враг.
Что же находится на другом полюсе нашей человеческой природы — том, который апостол именует «жизнью по Духу»? Вместо предпочтения себя другим — жертвенная любовь, вместо ненасытного потребления — служение и самоотдача, вместо безостановочного и безразборного размножения — ответственное отношение к тому, с кем соединён семейными узами. Казалось бы, в сравнении с «животной» стороной — сплошные ограничения! Но — только на первый взгляд. Если бы человечество руководствовалось только животными потребностями — оно давно сожрало бы само себя, о чём и предупреждает апостол.
Знать в себе силу и опасность животной стороны — но и уметь преодолевать её силой Духа — преображая, перенаправляя от земного и плотского к духовному, возвышающему человека, — вот к чему призывает нас сегодня апостол Павел!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Стать помощником Благотворительной клиники в Петербурге
В Санкт-Петербурге больше года работает Благотворительная клиника. Здесь бесплатно помогают тем, кто попал в беду — у кого нет денег, документов и крыши над головой.
Тёплым сентябрьским днём сюда на приём пришёл Михаил.
— Скажите, можно у вас сделать перевязку? И сколько это будет стоить? — спросил мужчина.
— Да, перевязку можно. Это бесплатно, — ответила дежурный администратор.
Михаил несказанно обрадовался. Недавно с ним случилось несчастье: обокрали квартиру, вынесли всё, включая документы — из-за этого оперативно попасть к врачу у него не получилось. А откладывать нельзя. У мужчины есть серьёзные воспаления на теле, которые необходимо лечить.
Очень вовремя Михаил узнал от знакомых про Благотворительную клинику. Здесь ему наложили повязку с лекарством и назначили антибиотики.
— Доктор, только я не смогу пока купить лекарства, — проговорил Михаил.
— Я вам их выдам. А на следующие перевязки будете приезжать к нам на такси — тоже бесплатно, — подытожил врач.
Михаил удивился и всё никак не мог поверить, что такое вообще возможно.
— Послушайте, но как? Я же знаю, сколько это всё стоит.
— Клиника открыта на пожертвования. Вот такие у нас добрые люди! — успокоил пациента врач.
В клинике мужчине не только сделали перевязку, но и подобрали очки, поскольку и зрение у него плохое. А на прощание медсестра Татьяна угостила Михаила ароматными яблоками.
Все добрые истории, что происходят в Петербургской благотворительной клинике — случаются благодаря отзывчивым людям. Если вы тоже хотите, чтобы медицинская помощь была доступна для всех, переходите на сайт Благотворительной больницы charityhospital.ru и нажмите кнопку «Помочь»: https://charityhospital.ru/donate/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Генерал Константин Константинович Мамонтов (Мамантов)». Константин Залесский
Гостем программы был историк Константин Залесский.
Разговор шел об одном из военных руководителей Белого движения на Юге России в период Гражданской войны генерале Константине Константиновиче Мамонтове.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Генерал Константин Константинович Мамонтов (Мамантов)». Константин Залесский
- «Поэт Николай Тряпкин». Анастасия Чернова
- «Битва на реке Свияге 1524 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов